МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 5 августа 2022 года N 424


О наставничестве в краевых государственных медицинских организациях

(с изменениями на 14 ноября 2024 года)

(в ред. Приказов Минздрава Алтайского края от 20.10.2022 N 559, от 18.06.2024 N 283, от 14.11.2024 N 502)




В целях реализации статьи 5 закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере обеспечения кадрами медицинских организаций государственной системы здравоохранения Алтайского края" от 30.06.2022 N 45-ЗС приказываю:


1. Утвердить положение о наставничестве в краевых государственных медицинских организациях (приложение).


2. Руководителям краевых государственных медицинских организаций на основании настоящего приказа разработать и утвердить положения о наставничестве и организовать их реализацию.


3. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Алтайского края от 27.10.2020 N 527 "О наставничестве в краевых медицинских организациях".


4. Настоящий приказ распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.07.2022.



Министр
Д.В.ПОПОВ



Приложение



Утверждено
Приказом
Министерства здравоохранения
Алтайского края
от 5 августа 2022 г. N 424



ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В КРАЕВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

(в ред. Приказов Минздрава Алтайского края от 20.10.2022 N 559, от 18.06.2024 N 283, от 14.11.2024 N 502)




I. Общие положения


1.1. Настоящее положение о наставничестве в краевых государственных медицинских организациях (далее - "положение", "медицинские организации") определяет цель, задачи, порядок организации наставничества, размер и порядок предоставления ежемесячных выплат медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций, осуществляющим наставничество (далее - "наставники").


1.2. Целью наставничества является создание условий для успешного овладения молодыми специалистами профессиональными знаниями, умениями и навыками.


1.3. Задачами наставничества являются:


сокращение периода адаптации молодых специалистов;


ускорение процесса профессионального становления молодых специалистов;


развитие способности молодых специалистов самостоятельно, качественно, ответственно и своевременно выполнять возложенные на них функциональные обязанности;


совершенствование профессиональных знаний, навыков, умений молодых специалистов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;


выработка у молодых специалистов добросовестности, дисциплинированности, ответственного отношения к исполнению должностных обязанностей;


развитие профессионально значимых качеств личности молодых специалистов.



II. Организация наставничества


2.1. Наставничество осуществляется в отношении медицинских и фармацевтических работников в возрасте до 35 лет, впервые трудоустроенных после получения высшего или среднего профессионального образования и/или дополнительного профессионального образования в форме профессиональной переподготовки.


Наставничество осуществляется также в отношении специалистов, трудоустроенных врачами-стажерами.


(абзац введен Приказом Минздрава Алтайского края от 14.11.2024 N 502)


2.2. Наставник назначается из числа лиц, предложенных руководителем структурного подразделения. Наставник должен иметь стаж работы по специальности не менее трех лет, пользоваться авторитетом в коллективе.


В случае отсутствия в медицинской организации медицинских работников, имеющих стаж работы по специальности не менее трех лет, наставником для молодого специалиста назначается заместитель руководителя медицинской организации или руководитель структурного подразделения, в которое трудоустроен молодой специалист.


(абзац введен Приказом Минздрава Алтайского края от 20.10.2022 N 559)


2.3. Списочный состав наставников и закрепленных за ними молодых специалистов утверждается приказом руководителя медицинской организации не позднее 30 календарных дней со дня назначения на должность молодого специалиста.


(в ред. Приказа Минздрава Алтайского края от 20.10.2022 N 559)


2.4. За каждым наставником закрепляется не более пяти молодых специалистов.


2.5. Период осуществления наставничества устанавливается на 12 месяцев со дня назначения первого наставника. В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности более 10 дней, отпуска без сохранения заработной платы более 10 дней, ежегодного оплачиваемого отпуска (основного и дополнительного), отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет молодого специалиста. В период наставничества также не включается время прохождения медицинским работником военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях или заменяющей военную службу альтернативной гражданской службы.


(в ред. Приказов Минздрава Алтайского края от 20.10.2022 N 559, от 18.06.2024 N 283)


2.6. Замена наставника производится на основании приказа руководителя организации в следующих случаях:


(в ред. Приказа Минздрава Алтайского края от 20.10.2022 N 559)


при расторжении трудового договора с наставником;


при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса наставничества в отношении молодого специалиста (включая невозможность установления межличностных взаимоотношений, привлечение наставника к дисциплинарной ответственности, отсутствие на работе наставника в течение более одного месяца в связи с его с временной нетрудоспособностью, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, перевод наставника или молодого специалиста в другое структурное подразделение медицинской организации или на другую должность).


(в ред. Приказа Минздрава Алтайского края от 20.10.2022 N 559)


2.7. В случае увольнения молодого специалиста в период наставничества и трудоустройства в другую медицинскую организацию не позднее трех месяцев со дня увольнения наставника назначают на оставшийся период наставничества.


(п. 2.7 введен Приказом Минздрава Алтайского края от 18.06.2024 N 283)



III. Участники наставничества


3.1. В период осуществления наставничества наставник:


совместно с молодым специалистом составляет индивидуальную программу наставничества (приложение 1) и не позднее десяти рабочих дней со дня назначения наставника представляет ее на согласование руководителю структурного подразделения;


содействует в ознакомлении молодым специалистом с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, последовательном и грамотном овладении приемами и методами организации работы, оказывает моральную поддержку молодому специалисту по его просьбе в решении сложных для него проблем;


вовлекает молодого специалиста в выполнение научно-практической работы, изучение и внедрение в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения;


не позднее десяти рабочих дней со дня завершения периода наставничества готовит заключение об итогах выполнения молодым специалистом индивидуальной программы наставничества (приложение 2) и после ознакомления с ним молодого специалиста представляет на согласование руководителю структурного подразделения;


изучает и внедряет передовой опыт наставничества других медицинских организаций.


3.2. В период наставничества молодой специалист:


выполняет обязанности по занимаемой должности; рекомендации наставника, учится у него практическому решению поставленных задач;


обращается к наставнику за экспертной и консультационной поддержкой по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью;


выполняет мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой наставничества.


3.3. Руководитель структурного подразделения:


предлагает список наставников для их утверждения руководителем медицинской организации;


создает необходимые условия для совместной работы наставника и молодого специалиста;


оказывает содействие в поддержании контакта наставника и молодого специалиста, оказывает необходимую помощь в рамках своей компетенции;


осуществляет контроль за организацией наставничества, вносит предложения по организации наставничества;


согласовывает индивидуальную программу наставничества и заключение об итогах ее выполнения молодым специалистом;


ведет учет времени, фактически отработанного наставником.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»