Действующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия)" (с изменениями на 8 августа 2023 года)



Таблица 3



Распределение индивидуальных предпринимателей по видам деятельности

Наименование вида экономической деятельности

Количество индивидуальных предпринимателей, ед.

2020

2021

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

4 928

4 003

Добыча полезных ископаемых

26

33

Обрабатывающие производства

2 274

2 769

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

128

60

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

143

121

Строительство

3 041

3 685

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

17 835

10 659

Транспортировка и хранение

4 481

6 046

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

1 669

1 139

Деятельность в области информации и связи

453

663

Деятельность финансовая и страховая

76

168

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

820

768

Деятельность профессиональная, научная и техническая

1 237

2 348

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

603

798

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

-

3

Образование

726

376

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

272

315

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

208

427

Предоставление прочих видов услуг

1 270

2 018


Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей по итогам 2018 года отмечается по видам деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 10 659 ед., "Транспортировка и хранение" - 6 046 ед., "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" - 4 003 ед.


Прослеживается отрицательная динамика количества индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2017 годом по следующим видам деятельности: "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" - 484 ед., "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 315 ед., "Транспортировка и хранение" - 182 ед.


Положительная динамика наблюдается по видам деятельности: "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом" - 55 ед., "Образование" - 28 ед., "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" - 15 ед.


Всего индивидуальными предпринимателями производится около 44 видов промышленной продукции: большинство предпринимателей занимаются производством ювелирных изделий, мебели, воды минеральной природной питьевой и питьевой воды, колбасных изделий, блоков оконных пластиковых, хлеба и хлебобулочных изделий.


В Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующем взаимоотношения контрольно-надзорных органов и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), механизмы выявления и пресечения незарегистрированного предпринимательства отсутствуют. В связи с этим проведение проверок в отношении "представителей" незаконной предпринимательской деятельности невозможно.


На этом фоне сектор "теневого" бизнеса чувствует себя безнаказанно, что требует совершенствования организационного и нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере предпринимательства.


Появление и развитие такого негативного явления как "незаконное предпринимательство" обусловлены критическими факторами государственного регулирования: высокие налоговые режимы, контрольные и проверочные мероприятия, требования разных нормативов к предоставляемым услугам и товарам предпринимателей и т.д. Данные требования обеспечивают защиту прав и интересов потребителей, но с другой стороны являются фактором перехода легальных предпринимателей в "теневой" сектор бизнеса, поскольку представители последнего являются слишком сильными конкурентами для добросовестных предпринимателей.