В соответствии с пунктом 3 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 3183-р:
1. Утвердить План адаптации к изменениям климата Свердловской области (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Шмыкова.
3. Настоящее Распоряжение опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ
ПЛАН АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Наименование субъекта адаптации | по ОКВЭД: 01.1. Выращивание однолетних культур. 01.2. Выращивание многолетних культур. 01.6. Деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции. 02.10.11. Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев). 02.10.2. Деятельность лесохозяйственная прочая. 02.20. Лесозаготовки. 02.40.1. Предоставление услуг в области лесоводства. 07.10. Добыча и обогащение железных руд. 07.29. Добыча руд прочих цветных металлов. 13.20.12. Производство шерстяных тканей. 13.95. Производство нетканых текстильных материалов и изделий из них, кроме одежды. 15.11. Дубление и выделка кожи, выделка и крашение меха. 16.1. Распиловка и строгание древесины. 16.2. Производство изделий из дерева, пробки, соломки и материалов для плетения. 20. Производство химических веществ и химических продуктов. 21. Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях. 22. Производство резиновых и пластмассовых изделий. 24.10. Производство чугуна, стали и ферросплавов. 24.20. Производство стальных труб, полых профилей и фитингов. 24.3. Производство прочих стальных изделий первичной обработкой. 24.4. Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива. |
25.4. Производство оружия и боеприпасов. 26.5. Производство контрольно-измерительных и навигационных приборов и аппаратов; производство часов. 28.1. Производство машин и оборудования общего назначения. 28.9. Производство прочих машин специального назначения. 35.30. Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха. 36.00. Забор, очистка и распределение воды. 38.1. Сбор отходов. 38.11. Сбор неопасных отходов. 42.21. Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. 49.3. Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта. 49.4. Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам. 84.11.21. Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации. 84.25.9. Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях прочая | |
2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных) | Под природно-климатическим риском понимается риск, обусловленный воздействием на социально-экономические системы случайных природных (стихийные бедствия) и климатических факторов (аномальные метеорологические, гидрологические и иные подобные явления). Природно-климатические риски относятся к категории "чистых" рисков, когда существует вероятность получения отрицательного результата (убытков, ущерба) без возможности получения положительного результата. В материалах проведенной под эгидой Организации Объединенных Наций Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий (г. Кобе, Япония, 2005 год) отмечено, что "риск бедствия возникает в том случае, когда гидрометеорологические, геологические и другие опасности вступают во взаимодействие с факторами уязвимости физического, социального, экономического и экологического характера. Причиной подавляющего большинства бедствий являются гидрометеорологические явления". Решение проблем управления природно-климатическими рисками имеет значительную практическую ценность, поскольку является базой для решения широкого спектра задач по предупреждению и минимизации соответствующих рисков, а также компенсации их последствий. Основными целями при разработке методологии управления природно-климатическими рисками являются: 1) разработка методов оценки природно-климатических рисков; 2) формирование исходных данных (показатели экономической деятельности, статистика ущербов от неблагоприятных природных и климатических явлений и иное); 3) разработка методов страхования (хеджирования) природно-климатических рисков |
3. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня | Наиболее значимые погодно-климатические риски для лесного хозяйства обусловлены лесными пожарами, воздействием экстремальных погодных явлений, вредителей и болезней леса. Важными факторами, влияющими на состояние лесных экосистем, являются также возможные сдвиги природных зон и уменьшение биоразнообразия. Определяющим фактором риска пожароопасности наряду с ростом температуры является изменение режима увлажнения. Изменение климата создает большие трудности в области водоснабжения и увеличивает риски экстремальных метеорологических явлений. Изменение климата одновременно влечет опасность значительной утраты биоразнообразия, циклов воспроизводства животных и растений и (или) миграции животных, продолжительности вегетационного периода, распределения видов и размеров популяций и даже вымирания видов во многих лесных районах по причине приближения к тепловой границе пригодной области распространения |
4. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости | Уязвимость зависит от географических и климатических особенностей территории, формирующих определенные характеристики опасных явлений. Значения показателей приемлемого риска зависят от комплекса природных, социально-экономических и политических факторов. Допустимые значения риска могут различаться в зависимости от природного объекта |
5. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков | Современная статистика свидетельствует о растущем во всем мире ущербе от опасных погодных и климатических явлений. Данные говорят о том, что 90% самых тяжелых экономических потерь приходится на опасные гидрометеорологические явления: паводки, наводнения, сильный ветер, ливневые дожди, град, засухи, переувлажнение почвы. На территории Свердловской области влиянию неблагоприятных, опасных гидрометеорологических условий, связанных с воздействием изменений климата, в значительной степени подвержена производственная деятельность ряда секторов экономики, таких как энергетика, транспорт, строительство, сельское и лесное хозяйство, коммунальные службы и другие. Существенный ущерб наносится возникновением глубоких продолжительных волн тепла. Для сельского хозяйства характерны засухи, суховеи, аномальная жара. Растет количество маловодных периодов, что влечет за собой затруднение водообеспечения населенных пунктов, весьма затратную переброску стоков из одних водоемов в другие. В пожароопасные периоды сухая жаркая погода способствует возникновению пожаров. Погодные аномалии проявляются в увеличении количества опасных явлений, таких как ветры разрушительной силы, локальные сильные ливни. Следствием выпадения очень сильных дождей являются паводки, вызывающие затопление территорий, хозяйствующих объектов, дорог, мостов. Начиная с 1960 года на территории Свердловской области отмечается устойчивое повышение температуры как холодного, так и теплого периодов года. Положительный тренд средней годовой температуры составляет 1,3 град. C, средней температуры теплого периода (апрель - октябрь) - 2,1 град. C, холодного периода (ноябрь - март) - 2,4 град. C. На территории Свердловской области оборудованы 36 станций по наблюдению за изменением основных параметров природной среды, работающих на круглосуточном режиме, предоставляющие данные для оценки и прогнозирования изменений климата и их последствий. Для мониторинга режима рек на территории Свердловской области действуют 44 гидрологических поста, из которых 17 оборудованы автоматическими комплексами. На гидрологических постах ведутся наблюдения за уровнем и температурой воды, расходами и другими гидрологическими явлениями. Наблюдается увеличение повторяемости неблагоприятных явлений на реках, например, на р. Ница в районе г. Ирбит с 1982 по 2000 год повторяемость неблагоприятных явлений - 1 раз в 2 года, с 2001 по 2021 год уровень воды выше отметки неблагоприятных явлений наблюдался 14 раз. Агрометеорологические наблюдения проводятся на 13 станциях и 3 постах. В последние десятилетия отмечается рост изменчивости погодных условий, которые негативно отражаются на производстве сельскохозяйственной продукции. Увеличилось количество неблагоприятных и опасных агрометеорологических явлений, таких как засуха, заморозки, и особенно переувлажнение почвы, приводящих к значительным потерям урожая |
6. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата | Возможно развитие инфраструктуры, более устойчивой к климатическим воздействиям: 1) внедрение энергосберегающих технологий в организациях и учреждениях Свердловской области (модернизация и строительство участков тепловых сетей, котельных и тепловых пунктов, модернизации уличного освещения); 2) подбор сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, максимально адаптированных к почвенно-климатическим условиям Свердловской области; 3) развитие системы оборотного водоснабжения на предприятиях Свердловской области; 4) перевод транспортных средств на газомоторное топливо; 5) внедрение и активное использование возобновляемых источников энергии; 6) создание экотехнопарков или комплексных объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами; 7) обеспечение качественного воспроизводства лесных ресурсов как обязательного элемента лесопользования, а также расширение защитного лесоразведения в малолесных районах |
7. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий
Номер строки | Наименование мероприятия | Срок | Вид документа и ожидаемый результат | Потребность в ресурсах | Исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | I. Оптимизация работ по адаптации к изменениям климата | ||||
2. | Ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет проведения гидромелиоративных мероприятий | 2022 - 2025 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области |
3. | Вовлечение в оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения культуртехнических мероприятий | 2022 - 2025 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области |
4. | Сохранение доли застрахованной посевной (посадочной) площади в общей посевной (посадочной) площади (в условных единицах площади) | 2022 - 2025 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области |
5. | Организация применения влагосберегающих технологий в системе предпосевной подготовки почвы и в период ухода за посевами в хозяйствах Свердловской области в целях сокращения иссушения почвы | 2022 - 2025 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области |
6. | Подбор и создание сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, допущенных федеральным государственным бюджетным учреждением "Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений" к возделыванию в Волговятском регионе возделывания, максимально адаптированных к почвенно-климатическим условиям Свердловской области | 2022 - 2025 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области |
7. | Организация применения приемов обработки почвы в системе зяблевой подготовки, направленных на максимальное накопление влаги в почве (вспашка, глубокое безотвальное рыхление плоскорезами, чизелями, глубокорыхлителями) | 2022 - 2025 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области |
8. | Организация создания страховых и переходящих фондов семян сельскохозяйственных культур в хозяйствах Свердловской области | 2022 - 2025 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области |
9. | Повышение эффективности мер пожарной безопасности в лесах, в том числе предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров | 2022 - 2028 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области |
10. | Совершенствование мер по предупреждению распространения вредных организмов в лесах | 2022 - 2028 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области |
11. | Создание объектов утилизации с технологией компостирования органической части твердых коммунальных отходов | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (по согласованию), юридические лица, реализующие инвестиционные проекты (по согласованию) |
12. | Сокращение количества размещаемых твердых коммунальных отходов (за счет внедрения раздельного накопления твердых коммунальных отходов, увеличения мощностей по обработке твердых коммунальных отходов) | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные образования) (по согласованию), региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (по согласованию), юридические лица, реализующие инвестиционные проекты (по согласованию) |
13. | Сокращение утечек в централизованных системах водоснабжения муниципальных образований | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований (по согласованию), юридические лица, реализующие инвестиционные проекты (по согласованию) |
14. | Внедрение и активное использование возобновляемых источников энергии (биотопливо, ветрогенераторы, солнечные электростанции) | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований (по согласованию), юридические лица, реализующие инвестиционные проекты (по согласованию) |
15. | Повышение производительности труда предприятий отраслей экономики Свердловской области (далее - предприятия Свердловской области) | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство промышленности и науки Свердловской области, предприятия и учреждения, расположенные на территории Свердловской области (далее - предприятия и учреждения) (по согласованию) |
16. | Внедрение энергосберегающих технологий на предприятиях и в учреждениях | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство промышленности и науки Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, предприятия и учреждения (по согласованию) |
17. | Развитие системы оборотного водоснабжения на предприятиях Свердловской области | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство промышленности и науки Свердловской области, предприятия Свердловской области (по согласованию) |
18. | Внедрение на предприятиях Свердловской области системы повторного использования отходов производства в технологическом процессе | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство промышленности и науки Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, предприятия Свердловской области (по согласованию) |
19. | Внедрение практики использование пластиковых труб при ремонте объектов жилищно-коммунального хозяйства | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Министерство промышленности и науки Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований (по согласованию), предприятия Свердловской области (по согласованию) |
20. | Реализация проекта по организации производства химической продукции для литейной промышленности по лицензионной технологии общества с ограниченной ответственностью "Уралхимпласт - Хюттенес Альбертус" | 2023 год | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство промышленности и науки Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью "Уралхимпласт - Хюттенес Альбертус" (по согласованию) |
21. | Применение специализированных материалов из прочных синтетических нитей и волокон | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство промышленности и науки Свердловской области, предприятия и учреждения Свердловской области (по согласованию) |
22. | Использование современных очистных сооружений при выделке натуральной кожи | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство промышленности и науки Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, предприятия и учреждения Свердловской области (по согласованию) |
23. | Внедрение энергосберегающих технологий при выпуске тканей и напольных покрытий | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата | - | Министерство промышленности и науки Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, предприятия и учреждения Свердловской области (по согласованию) |
24. | II. Формирование и совершенствование системы мониторинга и нормативно-методической базы в части адаптации к климатическим изменениям | ||||
25. | Установление ставки налога на имущество организаций в размере 0,9% для организаций, осуществляющих перевозку пассажиров трамваями и (или) троллейбусами, удельный вес доходов которых от осуществления этого вида деятельности составляет в общей сумме их доходов не менее 50% | 2022 - 2024 годы | реализация государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года" (далее - государственная программа Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года", утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП), снижение выбросов загрязняющих веществ | - | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области |
26. | Освобождение организаций, осуществляющих перевозку пассажиров метрополитеном, от уплаты налога на имущество организаций | 2022 - 2024 годы | реализация государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП, снижение выбросов загрязняющих веществ | - | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области |
27. | Установление ставки налога на имущество организаций в размере 1,1% для организаций в отношении введенных в эксплуатацию после 31 декабря 2019 года объектов недвижимого имущества, относящихся к автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям, в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором такие организации впервые применили ставку налога на имущество организаций | 2022 - 2024 годы | реализация государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП, снижение выбросов загрязняющих веществ | - | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области |
28. | Освобождение от уплаты транспортного налога организаций и граждан, на которых зарегистрированы автобусы, соответствующие требованиям экологического класса 5 или более высокого экологического класса, - за каждый такой зарегистрированный на них автобус | 2022 - 2024 годы | реализация государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП, снижение выбросов загрязняющих веществ | - | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области |
29. | Освобождение от уплаты транспортного налога организаций и граждан, на которых зарегистрированы выпущенные после 31 декабря 2019 года грузовые автомобили, соответствующие требованиям экологического класса 5 или более высокого экологического класса, - за каждый такой зарегистрированный на них грузовой автомобиль | 2022 - 2024 годы | реализация государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП, снижение выбросов загрязняющих веществ | - | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области |
30. | Уплата транспортного налога в размере 50% суммы исчисленного налога организациями и гражданами, на которых зарегистрированы транспортные средства с газовым типом двигателя, - за каждое такое зарегистрированное на них транспортное средство | 2022 - 2024 годы | реализация государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП, снижение выбросов загрязняющих веществ | - | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области |
31. | Уплата транспортного налога в размере 50% суммы исчисленного налога организациями и гражданами, на которых зарегистрированы транспортные средства с электрическим типом двигателя, - за каждое такое зарегистрированное на них транспортное средство | 2022 - 2024 годы | реализация государственной программы Свердловской области "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 N 28-ПП, снижение выбросов загрязняющих веществ | - | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области |
32. | Совершенствование систем прогнозирования и оповещения об опасных и неблагоприятных природных явлениях | 2022 - 2030 годы | формирование отраслевой системы оперативных и долгосрочных мер адаптации к изменениям климата, создание единой цифровой платформы для оперативного обмена данными между заинтересованными учреждениями, в том числе для предоставления фактической и прогностической информации об опасных и неблагоприятных природных явлениях | - | федеральное государственное бюджетное учреждение "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (по согласованию), Министерство общественной безопасности Свердловской области, государственное казенное учреждение Свердловской области "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области" |
33. | III. Организационный механизм, обеспечивающий реализацию настоящего плана мероприятий (механизм управления) | ||||
34. | Совершенствование систем оповещения об опасных и неблагоприятных природных явлениях | 2022 - 2030 годы | обеспечение своевременного информирования населения Свердловской области о различных происшествиях, предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и правилах поведения в экстренных ситуациях | - | Министерство общественной безопасности Свердловской области |
35. | Обеспечение подготовки ежедневных оперативных прогнозов ЧС, ежемесячных прогнозов ЧС, прогноза развития весеннего половодья, долгосрочного прогноза на летний пожароопасный сезон, долгосрочного прогноза циклических ЧС на осенне-зимний период, прогноза ЧС на год | 2022 - 2030 годы | минимизация возможных потерь и ущерба. Уменьшение масштабов ЧС | - | федеральное государственное бюджетное учреждение "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (по согласованию), государственное казенное учреждение Свердловской области "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области" |
36. | Обеспечение подготовки ежедневных оперативных прогнозов ЧС, ежемесячных прогнозов ЧС, долгосрочного прогноза циклических ЧС на осенне-зимний период, прогноза ЧС на год. Подготовка прогноза развития весеннего половодья, долгосрочного прогноза погоды на летний пожароопасный сезон | 2022 - 2030 годы | минимизация возможных потерь и ущерба. Уменьшение масштабов ЧС | - | федеральное государственное бюджетное учреждение "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (по согласованию), государственное казенное учреждение Свердловской области "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области" |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Наименование территории (федеральный округ, субъект Российской Федерации, муниципалитет)
Свердловская область.
1.2. Подверженность территории климатическим рискам
На основании данных федерального государственного бюджетного учреждения "Институт глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля", Свердловская область относится к субъекту Российской Федерации, в котором угрозы, связанные с изменениями климата, выражены слабо.
Опасность природных ЧС для территории Свердловской области определяется наличием и распространением на ней природных источников ЧС. Уровень опасности природных ЧС определяется повторяемостью источников природных ЧС в течение года. Оценка уровня опасности природных ЧС за годовой период позволяет учесть повторяемость всех видов источников природных ЧС, присущих каждой конкретной территории.
За весь период наблюдений с 1992 года на территории Свердловской области природные ЧС федерального уровня не регистрировались. Наибольшая повторяемость приходится на ЧС природного характера муниципального и межмуниципального уровней, низкая повторяемость ЧС природного характера - локального и регионального уровней.
В период с 2011 по 2021 год на территории Свердловской области произошло 8 ЧС природного характера, из них 3 ЧС регионального характера, по 2 ЧС межмуниципального и муниципального характера, 1 ЧС локального характера.
Источниками ЧС природного характера были высокие уровни паводковых вод, комплекс опасных и неблагоприятных явлений, засуха, торфяной пожар и отрыв льдин с людьми.
Риски возникновения опасных геологических явлений (оползней, карста)
Распространение и развитие комплексов экзогенных геологических процессов на территории Свердловской области определяются особенностями физико-географических условий (орогидрография, климат, ландшафты), геологическим строением, характером проявления новейших и современных тектонических движений, особенностями техногенных воздействий на геологическую среду (преимущественно воздействием горнодобывающей промышленности).
К наиболее опасным экзогенным геологическим процессам природно-техногенного характера на территории Свердловской области относятся:
1) оползневые и эрозионные процессы на бортах речных долин, отвалов горных пород и карьерных выемок;
2) карстово-суффозионные процессы, в первую очередь, в зоне дренажа горнорудных предприятий и участков с нарушенными водно-балансовыми условиями.
Наибольший ущерб приносят оползневые процессы, которые в естественных условиях развиваются в основном по речным долинам. За весь период наблюдений ЧС, вызванных опасными геологическими процессами, на территории Свердловской области не зарегистрировано.
Риски подтоплений (затопления)