Действующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью Республики Саха (Якутия)" (с изменениями на 12 апреля 2024 года)



1.1. Оценка текущего состояния в сфере имущественных и земельных отношений


Реализация государственной политики в области имущественных и земельных отношений направлена на создание условий для развития территории Республики Саха (Якутия), рациональное и эффективное управление имуществом, в том числе земельными участками, и повышение результативности управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия). Основные концептуальные направления работы исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в развитии территории и управлении собственностью определены в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года.


В целях обеспечения защиты имущественных интересов республики с 2002 года ведется реестр государственного имущества Республики Саха (Якутия). По итогам 2021 года в реестре государственного имущества Республики Саха (Якутия) учтены всего 15 672 объекта недвижимого имущества и 10 231 земельный участок. 75 процентов учтенного государственного недвижимого имущества приходится на правообладателей, так 5 319 объектов недвижимого имущества закреплены за 15 республиканскими государственными унитарными и казенными предприятиями, 6 398 объектов недвижимости закреплены за 423 республиканскими государственными учреждениями и органами государственной власти. Обеспечено подключение всех правообладателей к реестру государственного имущества Республики Саха (Якутия) путем предоставления удаленного доступа. Для вовлечения в хозяйственный оборот нематериальных активов, в частности, информационных систем, данных, объектов картографии и т.д., на создание которых выделяются бюджетные средства, внедрен учет объектов интеллектуальной собственности.


Для обеспечения дальнейшего совершенствования и развития системы учета государственного имущества требуется реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие полученных результатов, обеспечение контроля полноты, достоверности и своевременности представления всеми правообладателями сведений к учету государственного имущества Республики Саха (Якутия). Также автоматизация процессов ведения финансово-хозяйственной деятельности в органах государственной власти Республики Саха (Якутия) и государственных учреждениях Республики Саха (Якутия) требует интеграцию реестра государственного имущества Республики Саха (Якутия) с централизованной облачной системой финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений Республики Саха (Якутия). В связи с этим необходима загрузка верифицированных сведений об имуществе, закрепленном за органами государственной власти и государственными учреждениями Республики Саха (Якутия), в разрезе каждого правообладателя.


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400, для достижения целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации обозначена задача, в том числе по повышению эффективности управления принадлежащими государству активами, сохранению в собственности государства имущества предприятий и других организаций, имеющих стратегическое значение, в том числе пакетов акций. Для формирования сбалансированной имущественной основы, необходимой для достижения задач и стратегических интересов Республики Саха (Якутия), необходимо внедрение современных критериев оптимальности нахождения в собственности Республики Саха (Якутия) хозяйствующих субъектов и состава государственного имущества, закрепленного за ними.


В целях развития конкурентоспособной рыночной экономики проводится планомерная работа по приватизации государственного имущества. Основные направления приватизации основаны на задачах социально-экономического развития региона в среднесрочной и долгосрочной перспективах, обусловлены необходимостью обеспечения надежной и безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики и газовых активов республики путем их консолидации у эксплуатирующей организации, активов хозяйственных обществ с участием Республики Саха (Якутия) для реализации ключевых инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2018 г. N 232 "О стратегических направлениях развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)".


В рамках реализации налоговой политики и в связи с изменениями федерального законодательства в сфере государственной кадастровой оценки создано государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр государственной кадастровой оценки". За 2019 - 2021 годы учреждением определена кадастровая стоимость в отношении 692 508 объектов капитального строительства и 512 509 земельных участков на территории Республики Саха (Якутия).


В 2020 году завершена реализация Концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 9 января 2008 г. N 801. По итогам реализации Концепции принят Земельный кодекс Республики Саха (Якутия), которым систематизированы нормы права в области земельных отношений с учетом специфики республики, определены координаты административной границы Республики Саха (Якутия), границ 34 муниципальных районов и 2 городских округов, границ всех 445 городских и сельских поселений.


Создана и обновляется картографическая основа территории республики, создан картографический материал масштабом 1:100 000 на территории республики, создан картографический материал масштабом 1:100 000 и 1:25 000 на территории 18 муниципальных районов и 1 городского округа, созданы электронные топографические планы на территории 362 населенных пунктов, созданы фонд пространственных данных Республики Саха (Якутия) и региональный портал пространственных данных Республики Саха (Якутия), посредством которых обеспечен доступ физических и юридических лиц к картографическим материалам. В целях геопространственного обеспечения устойчивого управления территорией Республики Саха (Якутия) внедрена геоаналитическая информационная система.


В рамках реализации Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 297-р, завершены работы по сбору данных о контурах, землепользователях и культурах сельскохозяйственных угодий на территории республики в подсистему ГАИС "Геоинформационный учет и анализ использования сельскохозяйственных угодий", которая интегрирует данные в федеральную государственную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения (далее - ЕФИС ЗСН). По итогам 2021 года в ЕФИС ЗСН внесены в полном объеме все сведения о 807,5 тыс. га сенокосных угодий по 33 районам и 776,7 тыс. га пастбищ по 22 районам республики.


В 2021 году в рамках цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг и сервисов все 15 государственных услуг, предоставляемых Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2011 г. N 689-р "Об утверждении перечней услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), государственными учреждениями и организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги, подлежащих включению в реестр государственных услуг Республики Саха (Якутия)", переведены в электронный вид и предоставляются в электронном виде: 11 услуг выведены на единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru), 4 услуги - на региональный портал государственных и муниципальных услуг (e-yakutia.ru).


В части повышения эффективности управления земельными ресурсами и доходов местных бюджетов от налогообложения и использования земель сохраняется крайне низкая организация учета земель органами местного самоуправления и, как следствие, низкий уровень муниципального земельного контроля. По итогам анализа возникновение данной проблемы обусловлено субъективными и объективными причинами как организационного и финансового характера, так и уровнем квалификации специалистов на местах.


Недостаток финансовых средств вызван как низким уровнем собственных доходов местных бюджетов и пользователей земельных участков, так и высокой стоимостью услуг, оказываемых кадастровыми инженерами по подготовке землеустроительной и кадастровой документации, необходимой в силу требований законодательства. При этом в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" государством устанавливаются предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки) кадастровых работ только в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.


Проведение кадастровых работ обусловлено необходимостью государственной регистрации прав на имущество при осуществлении правоотношений, связанных с возникновением и изменением вещных прав, разграничением государственной собственности на федеральную, республиканскую и муниципальную собственность, реализацией Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Надлежащее оформление землеустроительной и кадастровой документации необходимо для определения арендной платы на земельные участки и налоговой базы при определении имущественного и земельного налога, для защиты прав и интересов местного населения при возмещении ущерба природной среде на территориях традиционного расселения и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.


Топографические планы являются картографической основой при разработке градостроительной документации, а также основой при проведении кадастровых и комплексных кадастровых работ. Осуществление указанных мероприятий позволяет органам местного самоуправления создать условия для формирования среды жизнедеятельности, развития территорий городских и сельских поселений, зонирования территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, увеличивает инвестиционную привлекательность муниципальных образований.