МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 3 марта 2022 года N 337-пр


О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края



Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273 "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста", в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08) приказываю:


1. Утвердить прилагаемые:


1.1. Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края (далее - положение о системе наставничества).


1.2. Типовое положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации (далее - типовое положение).


2. Руководителям государственных общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Ставропольского края, утвердить положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации на основании типового положения и организовать работу по созданию системы наставничества педагогических работников в образовательной организации в срок не позднее 29 апреля 2022 года.


3. Рекомендовать руководителям муниципальных и частных общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории Ставропольского края, утвердить положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации на основании типового положения и организовать работу по созданию системы наставничества педагогических работников в образовательной организации в срок не позднее 29 апреля 2022 года.


4. Отделу кадрового обеспечения и государственной гражданской службы министерства образования Ставропольского края (Е.А. Живолупов) довести настоящий приказ до сведения субъектов системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края, указанных в положении о наставничестве.


5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.



Министр
Е.Н.КОЗЮРА



Утверждено
приказом
министерства образования
Ставропольского края
от 03.03.2022 N 337-пр



ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ



1. Общие положения


1.1. Настоящее положение устанавливает общие требования к внедрению целевой модели наставничества в Ставропольском крае и определяет цели, задачи и порядок организации наставничества.


1.2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.


1.3. Нормативно-правовая основа внедрения системы (целевой модели) наставничества:


Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";


распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";


распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";


методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08).



2. Понятия, используемые в Положении


Наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития, наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.


Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).


Система (целевая модель) наставничества педагогических работников - эффективный инструмент профессионального роста педагогических работников.


Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.


Индивидуальный образовательный маршрут наставляемого - это долгосрочная (4 - 5 лет) образовательная программа профессионального самосовершенствования педагогического работника в рамках дополнительного профессионального образования, реализуемая на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив.


Куратор - сотрудник образовательной организации либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за реализацию персонализированных программ наставничества.


Персонализированная программа наставничества (ПН) - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.


Форма наставничества - способ реализации модели наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.



3. Цели, задачи и принципы системы (целевой модели) наставничества


3.1. Цели системы (целевой модели) наставничества:


передача социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;


создание системы условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации системы наставничества в образовательных организациях.


3.2. Задачи системы (целевой модели) наставничества;


содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;


содействовать созданию условий по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами;


обеспечивать соответствующую помощь в формировании межшкольной цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействия административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;


оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях;


способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях;


способствовать адаптации педагогических кадров в новой организации, при вхождении в новую должность;


распространение передового опыта наставнической деятельности, лучших практик наставничества.


3.3. Система (целевая модель) наставничества основывается на следующих принципах:


принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;


принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;


принцип вариативности предполагает возможность образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;


принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию системы (целевой модели) наставничества с максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.



4. Структура и субъекты системы (целевой модели) наставничества


Все структурные компоненты системы (целевой модели) наставничества распределяются на два контура: внутренний и внешний.


Внутренний контур - образовательная организация Ставропольского края (организации общего, среднего профессионального и дополнительного образования);


Внешний контур:


министерство образования Ставропольского края;


государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования" и его структурное подразделение Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Ставропольского края (далее - ЦНППМ);


органы управления образованием администраций муниципальных округов и городских округов Ставропольского края.


4.1. Образовательная организация:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»