Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273 "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста", в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края (далее - положение о системе наставничества).
1.2. Типовое положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации (далее - типовое положение).
2. Руководителям государственных общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Ставропольского края, утвердить положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации на основании типового положения и организовать работу по созданию системы наставничества педагогических работников в образовательной организации в срок не позднее 29 апреля 2022 года.
3. Рекомендовать руководителям муниципальных и частных общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории Ставропольского края, утвердить положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации на основании типового положения и организовать работу по созданию системы наставничества педагогических работников в образовательной организации в срок не позднее 29 апреля 2022 года.
4. Отделу кадрового обеспечения и государственной гражданской службы министерства образования Ставропольского края (Е.А. Живолупов) довести настоящий приказ до сведения субъектов системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края, указанных в положении о наставничестве.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр
Е.Н.КОЗЮРА
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ (ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ) НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
1.1. Настоящее положение устанавливает общие требования к внедрению целевой модели наставничества в Ставропольском крае и определяет цели, задачи и порядок организации наставничества.
1.2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
1.3. Нормативно-правовая основа внедрения системы (целевой модели) наставничества:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 21 декабря 2021 года N АЗ-1128/08).
Наставник - участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития, наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование).
Система (целевая модель) наставничества педагогических работников - эффективный инструмент профессионального роста педагогических работников.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Индивидуальный образовательный маршрут наставляемого - это долгосрочная (4 - 5 лет) образовательная программа профессионального самосовершенствования педагогического работника в рамках дополнительного профессионального образования, реализуемая на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив.
Куратор - сотрудник образовательной организации либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за реализацию персонализированных программ наставничества.
Персонализированная программа наставничества (ПН) - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Форма наставничества - способ реализации модели наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
3.1. Цели системы (целевой модели) наставничества:
передача социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;
создание системы условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации системы наставничества в образовательных организациях.
3.2. Задачи системы (целевой модели) наставничества;
содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;
содействовать созданию условий по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами;
обеспечивать соответствующую помощь в формировании межшкольной цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействия административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;
оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях;
способствовать адаптации педагогических кадров в новой организации, при вхождении в новую должность;
распространение передового опыта наставнической деятельности, лучших практик наставничества.
3.3. Система (целевая модель) наставничества основывается на следующих принципах:
принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
принцип вариативности предполагает возможность образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию системы (целевой модели) наставничества с максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Все структурные компоненты системы (целевой модели) наставничества распределяются на два контура: внутренний и внешний.
Внутренний контур - образовательная организация Ставропольского края (организации общего, среднего профессионального и дополнительного образования);
Внешний контур:
министерство образования Ставропольского края;
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования" и его структурное подразделение Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Ставропольского края (далее - ЦНППМ);
органы управления образованием администраций муниципальных округов и городских округов Ставропольского края.
4.1. Образовательная организация: