Настоящие Методические рекомендации составлены с целью соблюдения и обеспечения исполнения исполнительными органами Республики Крым (далее - государственные органы), органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) в части подготовки ответов на письменные обращения граждан, Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) в части подготовки ответов респондентам и сборника методических рекомендаций и документов по работе с обращениями граждан, в том числе юридических лиц, в приемных Президента Российской Федерации, в государственных органах и органах местного самоуправления (утвержден подпунктом 2.1 пункта 2 решения рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций (протокол заседания от 19 февраля 2015 года N 9)).
Рассмотрение письменного обращения граждан (далее - Обращение) представляет собой действия государственных органов или их должностных лиц, направленные на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение Обращения (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ), проверку вопросов, поставленных в Обращении, установление обоснованности содержащихся в Обращении рекомендаций гражданина, просьбы о содействии в реализации или защите прав, принятие мер по устранению и предупреждению выявленных упущений, нарушений законности, подготовку и направление письменного ответа по существу поставленных в Обращении вопросов и извещения инициатора(ов) Обращения о принятых мерах (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ).
Обращением признается предложение, заявление или жалоба, направленные в письменной форме или в форме электронного документа, а также устное обращение гражданина в государственный орган или должностному лицу (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ):
Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ);
Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ);
Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (п. 4 ст. 4 Федерального закона N 59-ФЗ).
При поступлении в государственный орган Обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней со дня поступления (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ) и по нему должно быть принято одно из следующих решений:
- о принятии Обращения к рассмотрению;
- о передаче Обращения для рассмотрения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ) в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный(е) орган(ы) или должностному лицу, в компетенцию которого(ых) входит решение поставленных в Обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего Обращение, о переадресации Обращения;
- о возврате Обращения инициатору (гражданину, направившему Обращение) (ч. 7 ст. 8 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ);
- о безосновательности очередного Обращения и прекращении переписки с гражданином по поднимаемому вопросу (ч. 5 ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ).
Должностные лица государственных органов обязаны:
- обеспечивать необходимые условия объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения Обращений должностными лицами, уполномоченными принимать решения от имени соответствующего государственного органа или должностного лица;
- уведомлять гражданина о направлении его Обращения на рассмотрение в другой государственный орган или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией;