В целях совершенствования нормативного правового акта Правительства Хабаровского края Правительство края постановляет:
Внести в государственную программу Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 482-пр, следующие изменения:
1) в паспорте:
а) в абзаце третьем позиции "Задачи Программы" слова "органов исполнительной власти" заменить словами "исполнительных органов";
б) позицию "Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета | - | финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета; общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 4 605,98958 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 248,26872 млн. рублей, 2014 год - 329,40712 млн. рублей, 2015 год - 115,97193 млн. рублей, 2016 год - 229,71959 млн. рублей, 2017 год - 263,07879 млн. рублей, 2018 год - 306,16592 млн. рублей, 2019 год - 354,13746 млн. рублей, 2020 год - 340,98358 млн. рублей, 2021 год - 648,95587 млн. рублей, 2022 год - 840,90997 млн. рублей, 2023 год - 478,28000 млн. рублей, 2024 год - 450,11063 млн. рублей, из них: за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 32,48050 млн. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 4,75920 млн. рублей, 2018 год - 6,46130 млн. рублей, 2019 год - 4,59770 млн. рублей, 2020 год - 4,54440 млн. рублей, 2021 год - 4,43740 млн. рублей 2022 год - 7,68050 млн. рублей"; |
2) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика обоснования разработки Программы
Гражданское общество, являясь системой, основанной на самоорганизации социально-экономических и политических отношений, функционирует в правовом режиме социальной справедливости и свободы в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества. Институты гражданского общества занимают особое место в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека.
Движущей силой становления и развития гражданского общества является процесс духовно-нравственного развития человека, происходящий в рамках духовно-нравственной сферы общества.
В узкоспециальной трактовке духовно-нравственная сфера общества является одной из четырех основных сфер общества наряду с экономической, политической и социальной. В свою очередь, духовно-нравственная сфера общества распадается на четыре составные части: культура, религия, наука, образование.
Есть и широкое определение духовно-нравственной сферы общества как того, что охватывает все области человеческой деятельности - от постройки своего бизнеса и проведения избирательной кампании до проведения научных исследований и отправления религиозных культов. Основой духовно-нравственной сферы общества выступает мораль - система взаимных обязанностей, которые вменяются людям независимо от их социального статуса, сферы деятельности, национальности, пола и возраста и осознаются ими как определенные жизненные задачи.
Неотъемлемой частью духовно-нравственной сферы общества является система ценностей - совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе ("социальных установок"). У различных народов ценностные категории и представления могут разниться настолько сильно, что крайне желаемое и позитивное среди членов одного общества будет отвергаться среди других.
Центральным вопросом духовно-нравственной сферы общества является поиск высшей цели и смысла существования индивидуума и всего человечества, реализация которого происходит в процессе духовно-нравственного развития человека. В свою очередь, духовно-нравственное развитие человека представляет собой коммуникативные процессы общения с носителями высоких духовных качеств: выдающимися учеными, деятелями культуры и искусства. Духовно-нравственная сфера общества характеризует человека через призму преобладания нравственных, интеллектуальных качеств над материальными запросами, обращенность к высшим ценностям - к идеалу, сознательное стремление усовершенствовать себя.
В современной России формирование общероссийской идентичности и целостности российской нации происходит на основе общего историко-культурного наследия, вобравшего в себя традиции и культурные достижения всех российских национальностей.
Успех в укреплении общероссийской гражданственности напрямую связан с выявлением и использованием позитивного потенциала всех российских народов и прекращением дестабилизирующих настроений на национально-мировоззренческом уровне.
На территории Хабаровского края ежегодно проводится мониторинг состояния межнациональных и межэтнических отношений, который позволяет оценить не только ключевые показатели состояния этих отношений (доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в крае; доля граждан, подтверждающих отсутствие в свой адрес дискриминации; уровень общероссийской гражданской идентичности населения края), но и выявить основные проблемы, оценить миграционный потенциал населения края, дать оценку взаимоотношениям коренного населения края и иностранных граждан.
В 2021 году Фондом "Краевой центр развития гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций" было проведено очередное мониторинговое исследование среди жителей края в возрасте старше 18 лет (свыше 3,4 тыс. человек) (далее - участники опроса).
По результатам опроса самыми важными проблемами для участников опроса (в сумме вариантов ответа "представляют очень большую проблему" и "довольно большую проблему") стали: рост цен на товары и услуги (91,9 процента), материальное положение, заработки (90,2 процента), жилищная проблема (82,5 процента), снижение уровня жизни людей (82,4 процента) и качество здравоохранения (79,6 процента).
Проблемы взаимоотношений между коренным населением края и иностранными гражданами (15,7 процента), межнациональных (15,2 процента) и межконфессиональных (11,3 процента) отношений беспокоили участников опроса в меньшей степени.
В целом большее количество участников опроса (81,5 процента) положительно оценивают состояние межнациональных отношений в крае, а также чуть более половины участников опроса (66,1 процента) не испытывают негативного отношения к иностранным гражданам, прибывающим в край на заработки. При этом в подавляющем большинстве участники опроса ответили отрицательно о наличии дискриминации по признакам национальности и языка (88,1 процента), религии (86,1 процента).
Следует отметить, что для участников опроса первична локальная гражданская идентичность (с теми, кто живет в том же муниципальном образовании, - 78,2 процента), вторична общероссийская идентичность (со всеми гражданами России - 77,0 процентов) и уже на третьем месте региональная идентичность (с жителями края - 67,4 процента).
Большинство участников опроса (52,9 процента) выразили мнение, что тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит больше пользы. При этом каждый пятый участник опроса (19,0 процентов) считает, что этот факт приносит больше вреда. Каждый третий участник опроса (28,1 процента) не имеет своей позиции на этот счет, затруднившись с ответом.
Подавляющее большинство участников опроса (79,4 процента) ответили, что не испытывают неприязнь по отношению к представителям какой-либо национальности. Однако 13,5 процента участников опроса отметили о наличии у них этой неприязни. Причинами, вызывающими неприязнь по отношению к представителям какой-либо национальности, участниками опроса были названы: манера поведения (72,2 процента), преступления и правонарушения (54,2 процента), сам факт нахождения представителей каких-либо национальностей в месте проживания участника опроса (21,3 процента), обычаи и традиции (17,8 процента), иностранная речь (17,2 процента), внешние отличия (10,0 процентов).
Восьмая часть участников опроса (13,9 процента) выразили мнение, что за последний год отношения между людьми разных национальностей в крае улучшились; 12,7 процента участников опроса отметили ухудшение указанных отношений; 36,3 процента участников опроса затруднились со своей оценкой; 37,1 процента участников опроса не увидели каких-либо изменений.
Большинство участников опроса не наблюдали за последний год каких-либо конфликтов на межнациональной почве. Однако каждый пятый участник опроса (18,8 процента) отметил, что ему доводилось наблюдать за такими конфликтами, а 3,3 процента участников опроса участвовали в таких конфликтах сами.
Около половины участников опроса (44,1 процента) оценили возможным возникновение в крае конфликтов на межнациональной почве, что в очередной раз свидетельствует о потенциальной конфликтогенности.
Что касается отношений между людьми различных вероисповеданий, то большинство участников опроса (62,4 процента) оценили эти отношения как доброжелательные, нормальные, бесконфликтные, еще треть участников опроса (32,1 процента) затруднились с оценкой и только 5,5 процента участников опроса оценили межконфессиональные отношения в крае напряженными, конфликтными, взрывоопасными, способными перейти в открытые столкновения.
Оценки участников опроса в отношении восприятия трудовых мигрантов разделились на три части: треть участников опроса (34,2 процента) сочли, что приезжих достаточно много; для 43,2 процента их либо нет, либо очень мало; для пятой части участников опроса (20,6 процента) оценка была затруднительной.
При этом более половины участников опроса (51,0 процент) затруднились с оценкой пользы или вреда, которые приносят трудовые мигранты. Практически в равных соотношениях участники опроса высказали свое отношение к приезжим: 26,5 процента видят в трудовых мигрантах больше пользы и 22,4 процента видят в них больше вреда.
В целом чуть менее половины участников опроса (42,6 процента) сочли невозможным возникновение в крае в ближайшее время открытых конфликтов между коренными жителями края и иностранными гражданами. Однако о наличии потенциала конфликтогенности свидетельствуют оценки каждого третьего участника опроса (36,4 процента) и каждого пятого участника опроса (21,1 процента), высказавшихся о возможности возникновения таких конфликтов.
Анализ данных говорит о том, что в крае сохраняются предпосылки, способствующие формированию межнациональных конфликтов. Важнейшей частью их заблаговременной профилактики является стимулирование общественной дискуссии посредством широкого обсуждения проблем ксенофобии, этноцентризма и национализма.
Ключевыми проблемами в сфере межнациональных отношений в крае являются:
- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической самоидентификации;
- недостаточный уровень знаний в области этнографии и религии;
- рост числа трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества.
В решении вышеуказанных проблем велико участие институтов гражданского общества. Деятельность некоммерческих организаций (далее также - НКО) и СМИ должна быть направлена на поддержку мероприятий, акций и действий, которые создают площадки межнационального и межконфессионального диалога.
Реализация Программы позволит решить вышеуказанные проблемы и достигнуть целей государственной национальной политики Российской Федерации:
- укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов;
- укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;
- гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;
- успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество.
Неотъемлемой частью гражданского общества, оказывающей влияние на его развитие, являются казачьи общества и общественные объединения казачества.
Процесс развития современного российского казачества в крае представляет собой взаимосвязанную деятельность объединений потомственных казаков, органов государственной власти края, органов местного самоуправления, направленную на цели преобразования казачьей социальной общности в институт гражданского общества, способный выполнять общественно значимые функции реализации запросов граждан, идентифицируемых с современным российским казачеством.
Государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества, направленная на поддержку возрождения и развития казачества, способствовала увеличению количества и численности казачьих обществ, их консолидации. Однако из-за отсутствия специальных мер государственной поддержки казачеству в крае наблюдается спад активности деятельности казачьих обществ, снижение их численности, переход казачьих обществ в общественные объединения казачества. Это является одной из основных проблем развития казачества в крае.
Таким образом, совершенствование механизмов взаимодействия исполнительных органов края, органов местного самоуправления и казачества края позволит создать условия развития казачьих обществ как одного из институтов гражданского общества. Создание в рамках Программы инфраструктуры государственной поддержки деятельности казачьих обществ будет способствовать укреплению единства российской нации, содействию духовно-нравственному развитию казачества края.