Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года (с изменениями на 22 июля 2022 года)



Государственные финансы


С 2011 года в республике осуществлялись мероприятия бюджетной реформы в рамках региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2015 годы. В ходе реализации региональной программы в республике были заложены правовые и методические основы по внедрению современных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, при этом основные усилия были сконцентрированы на решении таких задач, как:


удлинение горизонта бюджетного планирования;


развитие доходной базы;


внедрение элементов программно-целевого планирования бюджета;


совершенствование межбюджетных отношений;


реформирование бюджетного сектора;


повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг и другие;


повышение публичности информации об управлении государственными финансами, использовании бюджетных средств, в том числе при осуществлении государственных и муниципальных закупок, результатах деятельности органов.


В целях обеспечения в Республике Хакасия системности подходов к организации государственного управления в рамках региональной программы осуществлена часть незавершенных мероприятий административной реформы.


Таким образом, за годы проведенной реформы республика приобрела достаточный опыт по применению механизмов управления общественными финансами и имеет положительные результаты по внедрению инструментов программно-целевого планирования в бюджетный процесс. С 2015 года в Хакасии разработана и реализуется государственная программа Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия", которая включает в себя мероприятия, ориентированные на реализацию новых подходов в развитии государственного управления общественными финансами, одним из которых является механизм долгосрочного бюджетного планирования, который в республике осуществляется путем формирования бюджетного прогноза Республики Хакасия на долгосрочный период.


В то же время наряду с положительными результатами на управление общественными финансами в республике значительное влияние оказывают внешние (федеральные) факторы.


Изменение федерального законодательства, касающегося доходов, увеличение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и ухудшение внешней экономической ситуации в стране привело к снижению доходов бюджетов Республики Хакасия и к увеличению дефицита бюджетов республики и, как следствие, к росту объема государственного долга и стоимости его обслуживания.


Формирование доходов консолидированного бюджета республики в основном обеспечивается за счет налоговых платежей организаций, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств (18%), обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха (18%), добычи полезных ископаемых (12%), в финансовой сфере (8%) и железнодорожном транспорте (6%).


При этом значительная часть промышленного потенциала экономики региона ориентирована на получение организациями прибыли за счет внешнеторговых операций по реализации произведенной продукции, топливно-энергетических ресурсов и сырья. Сохранение сложной ситуации в мировой экономике, обусловленной действующим режимом санкций, неблагоприятной конъюнктурой рынков (снижение спроса на сырьевых и товарных рынках, ограниченность доступа на внешние рынки капитала), негативно отражается на формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, что, в свою очередь, приводит к недопоступлению доходов от уплаты налога на прибыль организаций и дефициту финансовых ресурсов бюджета республики.