Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года (с изменениями на 22 июля 2022 года)



Образование и наука


Основной задачей системы образования республики является обеспечение повышения доступности и качества дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.


В 2017 году услуги дошкольного образования предоставляли населению республики 273 образовательные организации, в том числе 161 муниципальный детский сад, 9 частных детских садов, 101 общеобразовательная организация и 2 организации дополнительного образования детей, на базе которых открыты дошкольные отделения или группы кратковременного пребывания, в которых воспитываются 31424 ребенка.


С участием средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в период с 2013 по 2017 год включительно в Республике Хакасия введено 7527 мест для дошкольников.


В целях реализации прав детей, не посещающих детские сады, на равные возможности получения дошкольного образования в республике организованы альтернативные формы дошкольного образования. Одной из таких форм являются семейные группы. В 2017 году в республике на базе 16 образовательных организаций создано 19 семейных групп, в которых воспитывалось 92 ребенка, охват детей дошкольным образованием в республике в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в условиях групп полного дня и групп кратковременного пребывания составлял 62,5%.


В 2017 году в республике функционировали 178 общеобразовательных организаций, из них 11 осуществляли образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обучалось 63,4 тыс. человек.


В целях развития школьных библиотек в связи с расширением их функций в республике разработан и реализуется проект "Развитие информационно-библиотечных центров в Республике Хакасия". Предоставленные в 2017 году муниципальным образованиям республики средства позволили создать условия для 100% обеспеченности учебниками всех обучающихся.


В Республике Хакасия в 2017 году в 50 образовательных организациях созданы условия для качественного образования детей-инвалидов, что на 16% выше по сравнению с 2016 годом.


С целью оценки качества общего образования в 2017 году в едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ) приняли участие 2342 человека, из них 2132 - выпускники 11-х классов (2016 год - 2511, из них 2358 - выпускники 11-х классов). Сравнивая результаты ЕГЭ с 2016 годом, следует отметить, что по ряду учебных предметов наметилась положительная динамика - на 2,8% увеличилось количество высокобалльных результатов (81 - 100 баллов). Всего в республике наивысшие баллы получили 14 школьников (по русскому языку - 12, по физике - 1, по литературе - 1).


Государственную итоговую аттестацию по программам основного общего образования в Республике Хакасия в 2017 году проходили 5093 выпускника 9-х классов (в 2016 году - 5006).


В 2017 году республика вошла в число участников одного из самых масштабных на сегодняшний момент цифровых проектов - "Российская электронная школа". Для учителей появилась возможность использования в профессиональной деятельности опыта лучших учителей страны. Муниципальные образовательные организации г. Абазы и Усть-Абаканского района в 2017 году приняли участие в пилотном внедрении федерального проекта "Успешные практики в образовании".


В целях подготовки одаренных детей к успешному участию в предметных школьных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, направленных на расширение возможностей для самореализации и совершенствования их способностей, создан республиканский центр по работе с одаренными детьми "Альтаир - Хакасия" (далее - Центр). Обучающимися Центра в 2017 году стали 90 учащихся 7 - 10-х классов общеобразовательных организаций, успешно прошедших конкурсный отбор в Центр, проведены 3 образовательные смены "Золотое перо", "Юные таланты", "Человек и биосфера" по профильным направлениям "Наука" и "Искусство".


В сфере дополнительного образования детей наиболее востребованными у населения являются программы художественной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической направленности.


Спектр реализуемых дополнительных образовательных программ является широким и охватывает все значимые целевые группы, в том числе одаренных детей, детей группы риска, детей разных возрастов.


Возрастная структура педагогических кадров дополнительного образования детей не в полной мере отвечает потребностям развития системы, задачам обновления содержания и форм работы с детьми в учреждениях республики, необходим процесс омоложения кадров. Сравнительный анализ возрастного состава педагогов дополнительного образования показал, что наибольшее количество педагогов попадает в возрастную группу от 50 до 59 лет.