________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Оборот розничной торговли в 2017 году сложился в сумме 79,2 млрд рублей, или 103,0% к уровню 2016 года, прирост за 2011 - 2017 годы составил 30,1% (в сопоставимых ценах), доля оборота в структуре потребительского рынка за 2011 - 2017 годы увеличилась до 78,2% в 2017 году против 50,7% в 2010 году. Оборот розничной торговли в денежном выражении возрос в 2,1 раза. Республика Хакасия в рейтинге среди регионов РФ занимает 75 позицию, СФО - 10 место.
Вследствие политических и экономических потрясений наблюдалось сжатие потребительского спроса, что привело к снижению оборота розничной торговли в 2015 - 2016 годах.
Рост цен привел к значительным изменениям в потребительских предпочтениях. Новая модель поведения на торговом рынке характеризуется увеличением объема продаж на торговых предприятиях эконом-класса и его уменьшением в более дорогих сегментах торговли. Наблюдается явный процесс переориентации покупателей республики на дискаунтеры (тип магазина, торгующего в розницу по ценам, приближенным к оптовым), снижается поток покупателей в супермаркетах. Сокращается потребление соков, напитков, кондитерских изделий, сыров, мяса, некоторых видов молочных продуктов наименее обеспеченными слоями населения, снижается спрос на товары длительного пользования. За предыдущий двухлетний период упали продажи в более дорогих магазинах городов республики, за 2017 год сократилась реализация промышленных товаров.
Имея в наличии меньше денежных средств, потребители вынуждены экономить. Чаще всего население готово экономить на таких статьях, как развлечения, путешествия и деликатесы. Во вторую группу риска в плане сокращения расходов попали одежда и обувь, рестораны, алкоголь и еда в целом, а также девайсы.
В Республике Хакасия торговля в большей степени развивается в городах (более 80%), что объясняется более высокой, в сравнении с районными центрами муниципальных образований, привлекательностью отрасли ввиду наибольшего спроса и платежеспособности населения.
Составляющей частью инфраструктуры торговли и услуг населению является общественное питание, доля которого выросла до 4,9% в 2017 году (2010 год - 3,9%).
Оборот общественного питания республики за 2017 год сложился в сумме 5,0 млрд рублей, или 109,7% к 2016 году, прирост за семилетний период составил 49,6% (в сопоставимых ценах). В 2017 году среди регионов Российской Федерации Хакасия на 73 строчке, среди субъектов СФО - на 10.
Оборот общественного питания напрямую зависит от доходов населения в отличие от оборота розничной торговли. В связи с этим в период 2011 - 2017 годов оборот общественного питания увеличился почти в 2,3 раза и был выше, чем рост оборота розничной торговли.
Доля платных услуг населению в структуре потребительского рынка снизилась с 23,0% в 2010 году до 17,3% в 2017 году. За анализируемый период объем платных услуг населению вырос на 7,7% в (сопоставимых ценах) и составил в 2017 году 17,7 млрд рублей. Объем платных услуг населению относительно 2010 года увеличился в 1,5 раза. В 2017 году Хакасия по объему платных услуг среди субъектов РФ заняла 75 позицию, СФО - 10 место.
В состав платных услуг населению входят как зависимые от изменения доходов населения виды услуг (услуги связи, спорта, услуги правового характера, системы образования, медицинские, ветеринарные услуги, отдельные виды бытовых услуг), так и услуги обязательного характера (жилищно-коммунальные, отдельные виды транспортных и бытовых услуг). Структура платных услуг населению за 2011 - 2017 годы практически не изменилась.
В настоящее время отдаленные и труднодоступные территории республики характеризуются дефицитом или даже полным отсутствием торговых площадей. Состояния и тенденции развития торговли в республике выявили проблемы неполного удовлетворения спроса жителей Хакасии на потребительские товары в широком ассортименте по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности. Кроме того, указанная проблема обусловлена рядом составляющих ее основных проблем, присущих торговой отрасли республики:
несовершенство правового регулирования в сфере потребительского рынка;
недостаточный уровень развития инфраструктуры потребительского рынка и территориальной доступности торговых объектов для населения, в том числе в сельской местности и труднодоступных районах;