Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года (с изменениями на 22 июля 2022 года)


Слабые стороны


Резко континентальный климат, с холодной и продолжительной зимой и коротким жарким летом, является ограничивающим фактором для развития сельскохозяйственного производства.


Удаленность относительно основных экономических центров страны. Столица республики г. Абакан находится на расстоянии от г. Москвы и г. Санкт-Петербурга более 4 тыс. км.


Непрогрессивная структура экономики. Превалирование в структуре реального сектора экономики добывающих производств и начальных переделов обрабатывающих производств. В структуре ВРП промышленность занимает 47,3%, в том числе на добычу полезных ископаемых приходится 12,5%, электроэнергетику - 14,5%, металлургическое производство - 6,1%. При этом на обрабатывающие производства и водоснабжение, водоотведение остается 14,3%.


Монопрофильность экономики республики. Высокая зависимость экономики Республики Хакасия от нескольких видов экономической деятельности, преимущественно сконцентрированных в монопрофильных муниципальных образованиях, влияет на устойчивость социально-экономического развития республики под воздействием внутренних и внешних факторов.


В промышленном производстве республики около 80% объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организаций приходится на девять предприятий, сконцентрированных в семи муниципальных образованиях.


Низкая инвестиционная активность субъектов бизнеса. Начиная с 2015 года в республике наблюдается спад инвестиционной активности. По итогам 2017 года объем инвестиций в суммарном выражении практически находится на уровне 2010 года, в сопоставимых ценах капиталовложения сократились на 41,5% за период 2011 - 2017 годов. По итогам 2018 года зафиксирован рост объема инвестиций, обусловленный разовыми вложениями по виду деятельности "Транспортировка и хранение" на приобретение новых локомотивов для обеспечения перевозки грузов.


Высокий уровень износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда достигает 4,1% (последние данные за 2017 год) в общем объеме жилищного фонда Республики Хакасия, в то время как по СФО данный показатель составлял 3,5%, по РФ - 2,4%. Остается высоким уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры. Несмотря на то, что с 2011 по 2017 год уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры планомерно снижался, в 2017 году он составил 56%.


Низкий уровень продукции инновационного характера связан с низкой долей затрат организаций, осуществляющих технологические инновации, в общей структуре затрат. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг за 2016 год составил 0,1%, в 2017 году - 0,5%, в 2018 году - 0,1% в основном в сфере услуг.


Высокая зависимость доходов консолидированного бюджета республики от деятельности системообразующих организаций. В результате негативной ситуации в мировой экономике замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона. В частности, сократились поступления по налогу на прибыль организаций. В объеме поступлений в консолидированный бюджет Республики Хакасия по налогу на прибыль организаций доля основных налогоплательщиков (крупных организаций региона) составляет порядка 60 - 70% (2017 - 2018 годы).


Несбалансированность доходов и расходов. С 2012 года на региональный уровень переданы 19 дополнительных полномочий с федерального уровня (в сфере занятости населения, профобразование, предоставление жилья детям-сиротам, организация деятельности многофункциональных центров), что легло дополнительной нагрузкой на региональный бюджет. При этом изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательство Российской Федерации в связи с передачей данных полномочий, не полностью покрывают расходы на исполнение переданных обязательств.


Высокий уровень социально-экономической дифференциации муниципальных образований республики. Уровень социально-экономического развития муниципальных образований Республики Хакасия имеет существенные различия, обусловленные отличиями принадлежности к тем или иным категориям территорий, с преобладанием на одних аграрной специализации, на других - минерально-сырьевой или лесной специализации. Также в значительной степени муниципальные образования различаются по основным критериям - численности населения, размещении производственных сил, уровню транспортной доступности до столицы республики, природно-климатическим условиям.


Несбалансированность трудовых ресурсов. Недостаточный спрос на рабочую силу при одновременном ее дефиците вследствие несоответствия качества и профессионально-квалификационной структуры предложения. Сохраняется значительная территориальная дифференциация в сфере занятости, напряженность ситуации на рынке труда в отдельных населенных пунктах. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в службе занятости, в расчете на одну вакансию) колеблется в различные годы от 0,9 (в 2014 году) до 1,3 на одну вакансию (в 2018 году).


Недостаточно эффективное управление на муниципальном и региональном уровнях. Отсутствует преемственность в управлении, существует слабая мотивация, низкий уровень оплаты служащих, недостаточная квалификация государственных и муниципальных служащих, несоответствие налоговых поступлений объему полномочий, частое изменение законодательства.


Дефицит врачебного и среднего медицинского персонала. Потребность в медицинских работниках на 01.01.2019 составляет 410 врачей и 238 специалистов со средним медицинским образованием. Отсутствие адекватного пополнения молодыми врачами наряду с дефицитом врачебных кадров отрицательно сказывается на качестве медицинского обслуживания населения.