Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года (с изменениями на 22 июля 2022 года)



Приложение 8
к Стратегии
социально-экономического развития
Республики Хакасия до 2030 года



Социально-экономическое развитие муниципальных образований Республики Хакасия


В целях эффективности принятия управленческих решений, направленных на стабилизацию социально-экономического положения и повышение качества и уровня жизни населения, исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления в Республике Хакасия проводится мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Республики Хакасия (далее - мониторинг).


Мониторинг проводится по трем направлениям: социально-экономическое развитие, финансовая устойчивость бюджета и обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры.


Начиная с 2012 года мониторинг формируется отдельно по городским округам и муниципальным районам республики и основан на:


анализе значений показателей, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва, исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия и органами местного самоуправления (городскими округами, муниципальными районами) в Республике Хакасия за отчетный и ретроспективный периоды;


комплексной оценке социально-экономического развития муниципальных образований.


Комплексная оценка социально-экономического развития муниципальных образований Республики Хакасия в целях более полного учета особенностей развития Республики Хакасия включает в себя:


построение рейтинга за отчетный период отдельно по городским округам и муниципальным районам по каждому из показателей;


построение рейтинга за отчетный период по городским округам и муниципальным районам по трем группам показателей: социально-экономическое развитие, финансовая устойчивость бюджетов и обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры;


построение сводного рейтинга за отчетный период отдельно по городским округам и муниципальным районам республики.


Уровень социально-экономического развития муниципальных образований имеет существенные различия, обусловленные отличиями принадлежности к тем или иным категориям территорий, с преобладанием на одних аграрной специализации, на других - минерально-сырьевой или лесной специализации; также в значительной степени муниципальные образования различаются по основным критериям: численность населения, размещение производственных сил, уровень транспортной доступности до столицы республики, природно-климатические условия.


За период 2011 - 2018 годов стабильный уровень и 1 место в рейтинге по комплексной оценке социально-экономического развития городских округов показывал город Абакан, среди муниципальных районов республики лидирующее положение последние четыре года занимали Алтайский и Усть-Абаканский. У остальных муниципальных образований прослеживается разнонаправленная динамика показателей социально-экономического развития.


Мониторинг выявил ряд основных проблем в социально-экономическом развитии муниципальных образований региона, характерных как для прошлых лет, так и для отчетного года:


высокая концентрация промышленного производства на нескольких территориях нескольких муниципальных образований. Самый низкий объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг по кругу крупных и средних организаций на душу населения с 2012 года в Боградском районе. Наибольший удельный вес объема отгруженных товаров собственного производства в республиканском объеме имеет муниципальное образование г. Саяногорск (51,8%), на втором месте - г. Черногорск (15,6%). Разрыв между самым высоким и самым низким объемом промышленного производства достигает 295,8 раза;


спад инвестиционной активности в основной капитал крупных и средних организаций по всем источникам финансирования на душу населения практически в половине муниципальных образований республики. При этом уровень инвестиционной активности по муниципальным образованиям в различные годы отличается. Разрыв между наибольшим и наименьшим значением инвестиций в основной капитал, приходящимся на душу населения, варьируется от 30,9 до 113,9 раза и остается на протяжении ряда лет высоким;