Действующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Инновационное и цифровое развитие в Республике Саха (Якутия)" (с изменениями на 25 июля 2024 года)



1.1. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)


В настоящее время доступ к сети Интернет организован в 536 населенных пунктах Республики Саха (Якутия), в которых проживает 99,85 процента населения.


К волоконно-оптическим линиям связи (далее - ВОЛС) подключены 363 населенных пункта, где проживает 90,96 процента населения Республики Саха (Якутия).


В зоне охвата сотовой связи проживает 99,3 процента населения республики (480 населенных пунктов - стандарт 2G - голосовая связь и передача SMS-сообщений). Расширение сети ВОЛС приводит к появлению возможности внедрения стандартов 3G и 4G. Стандарт 3G обеспечен в 241 населенном пункте (86,15 процента населения), 4G - в 227 населенных пунктах (85,37 процента населения).


С марта 2020 года на территории Республики Саха (Якутия) внедрена в эксплуатацию система вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Звонки на единый номер "112" принимаются круглосуточно. По номеру "112" можно вызвать скорую медицинскую помощь, полицию, пожарных, газовую службу, службу "Антитеррор" и коммунальные службы городских округов и муниципальных районов. Также, на Службу "112" Республики Саха (Якутия) возложены дополнительные функции по приему обращений граждан по вопросам предупреждения распространения коронавирусной инфекции.


Все операторы сотовой связи предоставляют информацию о месте нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования), с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112". Особенностью приема вызовов является возможность осуществления вызова по номеру "112" со стационарных и мобильных телефонов при нулевом или отрицательном балансе. А также существует техническая возможность вызова Службы "112" по сотовой связи даже при отсутствии сим-карты на телефоне.


С ноября 2020 года функционирует единый номер "122". К горячей линии оперативной помощи гражданам по единому номеру "122" подключены все поликлиники города Якутска. По номеру "122" также можно получить консультации по мерам социальной защиты населения, связаться со штабом волонтеров и обратиться за психологической помощью.


Республика имеет высокий уровень развития базовой технологической инфраструктуры, необходимой для функционирования всех региональных ИТ-ресурсов:


создана региональная информационно-телекоммуникационная сеть органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) "СахаИнформ-Сеть", которая объединяет по ВОЛС органы государственной власти и государственные учреждения в г. Якутске, по наземным и спутниковым каналам - все районы республики, и является основой для организации информационного обмена в социально значимых государственных информационных системах (в сферах здравоохранения, образования, социального обслуживания, обеспечения жизнедеятельности, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде);


с 2013 года создан и введен Центр обработки данных Электронного правительства Республики Саха (Якутия) (далее - ЦОД ЭП РС(Я)), позволяющий обеспечивать бесперебойное функционирование свыше 700 информационных систем и ресурсов органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также их подведомственных учреждений.


На мощностях ЦОД ЭП РС(Я) размещаются информационные системы и сервисы, обеспечивающие деятельность органов государственной власти (к наиболее важным относятся ЕСЭД (Единая система электронного документооборота), системы Бюджет-КС и Web-Торги-КС (система, обеспечивающая бюджетный процесс), портал государственных и муниципальных услуг и другие), кроме этого на базе ЦОД ЭП РС(Я) функционируют аппаратно-программные комплексы Системы-112, системы оповещения и информирования населения РАСЦО и КСЭОН, автоматизированная система Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) "Автоматизированная система "Адресная социальная помощь", программный комплекс Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения "Катарсис", РГИС ЖКХ, серверные компоненты единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и другие.


5 мая 2022 года запущен в работу модульный центр обработки данных Республики Саха (Якутия) (далее - МЦОД). В эксплуатацию введены 20 стоек для размещения вычислительного оборудования.


МЦОД будет отвечать за все информационные потоки в регионе. На первом этапе здесь размещаются информационные системы и ресурсы органов государственной власти Якутии, а также их подведомственных учреждений - это информационно-технологическая платформа Республики Саха (Якутия), интеллектуальная транспортная система, система оперативного мониторинга лесных пожаров, колл-центр единого номера "122", объединенный платежный документ, цифровой помощник Главы Республики Саха (Якутия) AITA и другие.


Уже в текущем году станет возможным размещение вычислительного оборудования бюджетных организаций и бизнеса. На втором этапе при выводе на полную мощность будут предоставляться дополнительные услуги для государственного сектора и бизнеса. Сегодня уже проводятся работы по размещению в МЦОД вычислительных мощностей клиентов: Окружная администрация города Якутска, акционерный коммерческий банк "Алмазэргиэнбанк" акционерное общество. В дальнейшем данная работа будет активизирована.


МЦОД разработан на базе российского программного обеспечения специально для Крайнего Севера. Оборудование способно выдержать температуру от -60 до +45°С. Перемещаемое модульное сооружение оснащено комплексной системой безопасности (система контроля доступа, видеонаблюдения и пожарной безопасности), системой вентиляции и кондиционирования, системой распределения и непрерывной подачи электропитания и т.д. В дальнейшем планируется масштабирование проекта для распределения хранения данных.