ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 22 июля 2022 года N 48-ЗРХ


О внесении изменений в приложение к Закону Республики Хакасия "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года"



Принят
Верховным Советом
Республики Хакасия
06 июля 2022 года



Статья 1


Внести в приложение к Закону Республики Хакасия от 12 февраля 2020 года N 01-ЗРХ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года" ("Вестник Хакасии", 2020, N 21) следующие изменения:


1) в абзаце первом раздела "Введение" слова ", во исполнение постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 30.11.2017 N 172-п "О разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года" исключить;


2) в разделе 1:


абзац двадцатый подраздела 1.3 изложить в следующей редакции:


"Некоммерческая организация "Гарантийный фонд - микрокредитная компания Республики Хакасия".";


абзац восьмой подраздела "Возможности" изложить в следующей редакции:


"Развитие различных видов туризма. Наличие на территории Хакасии богатейшего историко-культурного наследия, рекреационных ресурсов позволяет развивать все виды туризма.";


3) раздел 2 изложить в следующей редакции:



"2. Сценарии социально-экономического развития республики на период до 2030 года


Сценарии социально-экономического развития Республики Хакасия разработаны с учетом перспектив долгосрочного развития экономики Российской Федерации в целом, а также опираясь на Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 N 697, разработанный в соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденным Правительством Российской Федерации от 22.11.2018 (протокол N 34, раздел II, пункт 2), Долгосрочный бюджетный прогноз Республики Хакасия на период до 2036 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.02.2017 N 75 (далее - Долгосрочный бюджетный прогноз Республики Хакасия на период до 2036 года).


Динамика развития Хакасии до 2030 года будет характеризоваться сохранением неопределенности относительно перспектив развития мировой экономики, что и обуславливает необходимость разработки сценариев социально-экономического развития региона. Предполагается, что в долгосрочной перспективе продолжится реализация приоритетных целей и задач, утвержденных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), а также стратегических целей, обозначенных в документах стратегического планирования республики на долгосрочную перспективу, предполагающих повышение уровня жизни на основе стабилизации и роста производства основных отраслей экономики, максимально возможной занятости, улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, обеспечение нормального функционирования отраслей социальной сферы.


Ключевыми внешними факторами, способными повлиять на развитие региона, являются:


неблагоприятная конъюнктура мировых рынков сырья, так как основу промышленного производства республики составляют организации, добывающие полезные ископаемые (уголь, железную руду, медно-молибденовую руду, золото), а также организации, осуществляющие производство сплавов из алюминия;


введение иностранными государствами жестких санкционных ограничений в отношении Российской Федерации, а также значительное удорожание импортных комплектующих и расходных материалов, используемых российскими компаниями для производства продукции.


Еще одним существенным фактором может стать высокое развитие инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Недостаточно активная инновационная деятельность в регионе отразится на конкурентоспособности продукции, производственно-технологическом отставании ряда предприятий от своих конкурентов, недостаточном уровне востребованности производимой в регионе продукции.


Кроме того, в среднесрочной перспективе предполагается преодоление негативных тенденций в социально-экономическом развитии региона, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и постепенное сглаживание последствий от ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


Внутренние факторы развития, такие как демографические процессы, состояние рынка труда, эффективность привлечения инвестиционных ресурсов, развитие малого и среднего бизнеса, развитие производственной и транспортной инфраструктуры, обновление основных фондов, окажут влияние на динамику социально-экономического развития Республики Хакасия в долгосрочной перспективе.


Реализация Стратегии исходя из имеющихся конкурентных преимуществ предполагает три основных сценария: консервативный, базовый и целевой.


Консервативный сценарий


Социально-экономическое развитие в рамках консервативного сценария основано на предпосылке о более затяжном восстановлении как российской экономики, так и Республики Хакасия, структурном замедлении темпов ее роста, во-первых, из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции, во-вторых, в результате беспрецедентного воздействия санкций США и стран, поддерживающих их.


Прогнозируется, что по консервативному варианту развития перестройка производственно-логистических цепочек будет происходить медленно, что повлечет за собой более глубокий спад экономики в 2022 - 2023 годах.


Кроме того, консервативный сценарий развития предполагает, что реализация наиболее финансово затратных проектов будет откладываться на более поздний срок. Бюджетная политика региона будет носить сдержанный характер - ресурсные ограничения не преодолеваются, планируется только реализация социальных обязательств и региональных составляющих национальных проектов страны.


Среднегодовые темпы прироста ВРП в 2019 - 2030 годах прогнозируются на уровне не более 2,0% к 2030 году.


Базовый сценарий


Развитие Республики Хакасия по базовому сценарию предполагает в среднесрочной перспективе сокращение экспортных поставок и поиск новых рынков сбыта продукции, что в долгосрочной перспективе выразится в умеренных темпах экономического роста во всех секторах экономики при неухудшении внешних условий и постепенной адаптации к ним предприятий региона.


При этом приоритетной задачей долгосрочного развития Республики Хакасия является создание благоприятных условий для осуществления деятельности хозяйствующих субъектов региона, улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, создание конкурентоспособной экономики в условиях внешнего санкционного давления.


В рамках данного сценария предполагается постепенная адаптация к новым условиям функционирования экономики и переход к восстановительному росту за счет более динамичной перестройки производственно-логистических цепочек.


Восстановление экономического роста, положительные изменения в экономике будут сопровождаться реализацией большинства приоритетных (долгосрочных) проектов и программных документов, повышением эффективности и конкурентоспособности производств за счет внедрения современных технологий и обновления основных фондов, расширением процессов импортозамещения, улучшением в социальной сфере.


Базовый сценарий может обеспечить Республике Хакасия небольшой, но стабильный экономический рост (среднегодовой темп роста ВРП - 3,4%).


Целевой сценарий


В рамках реализации целевого сценария подразумевается, что развитие республики будет проходить на фоне ожиданий позитивных изменений внешнеэкономических и внешнеполитических условий, а также эффективной структурной перестройки производственно-логистических цепочек в экономике региона.


В целевом сценарии предполагается, что инвестиции в основной капитал будут демонстрировать восстановительный рост, в который значимый вклад должна внести реализация инвестиционных проектов в импортозамещающие производства. Основу экономического развития региона на долгосрочную перспективу будут составлять не только традиционные отрасли промышленного производства, но и отрасли перспективной экономической специализации, обозначенные в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р).


Активное взаимодействие органов власти и бизнеса, направленное на поэтапный переход республики на новую сбалансированную модель развития, будет способствовать значительному улучшению качества человеческого потенциала и социального пространства, углублению структурной модернизации "современной экономики". Это обеспечит среднегодовой прирост ВРП в 2019 - 2030 годах на 3,8%.


Для достижения главной цели Стратегии в качестве основного сценария развития региона выбран целевой сценарий.


Целевой сценарий позволит не только реализовывать задачи, обозначенные в Указах N 204 и N 474, но и обеспечит рост экономики и, как следствие, уровень и качество жизни населения.


Необходимо отметить, что в результате введения с марта 2022 года иностранными государствами жестких санкционных ограничений и с учетом сжатых бюджетных возможностей, а также откладыванием компаниями реализации инвестиционных проектов на более поздний срок, на первом и втором этапах реализации Стратегии возможна реализация консервативного сценария развития.


В случае полномасштабной реализации инвестиционных проектов с 2025 года, в том числе и в рамках комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь" (далее - КИП "Енисейская Сибирь"), возможен переход на целевой сценарий в конце второго этапа реализации Стратегии.";


4) в разделе 3:


а) в подразделе 3.1.1:


абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:


"сохранение численности населения республики не ниже 522,6 тыс. человек;";


в абзаце шестнадцатом цифры "79,9" заменить цифрами "76,94";


в абзаце семнадцатом цифры "6,0" заменить цифрами "6,5";


б) подразделы 3.1.2 и 3.1.3 изложить в следующей редакции:


"3.1.2. Здравоохранение


Важнейшим условием процветания и благополучия любой нации является состояние здоровья населения. Для этого необходимо эффективное функционирование системы здравоохранения.


Цель: обеспечение доступности медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни, снижение уровня смертности населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.


Задачи:


создание условий для повышения доступности и качества медицинской помощи;


профилактика заболеваний;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»