Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (по данным ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия))
Территория | Годы | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Республика Саха (Якутия) | 21,3 | 20,1 | 21,9 | 20,9 | 20,9 |
Снижению способствовало сокращение численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда с 73 251 человека в 2017 году до 68 421 человека в 2021 году. Основная часть рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда сосредоточена в отрасли добычи полезных ископаемых, здравоохранения, транспортировки и хранения, обеспечения электрической энергией, газом и паром.
В 2012 году Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, утвердившая принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Состояние инвалидности населения наряду с демографическими показателями является одной из основных характеристик общественного здоровья. На 1 января 2022 года в республике проживает 56 458 инвалидов, в том числе 6 844 детей-инвалидов.
В настоящее время улучшение качества и уровня жизни инвалидов, их социальная адаптация, реабилитация, создание благоприятной среды для жизнедеятельности маломобильных групп населения являются важнейшими направлениями социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
В целях обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на решение следующих основных задач:
1) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
2) повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами.
В рамках решения задачи по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения запланированы мероприятия, направленные на обустройство и приспособление указанных объектов и услуг путем оснащения, дооборудования техническими средствами адаптации, а также путем организации альтернативного формата предоставления услуг (дистанционная форма предоставления услуг, изменение режима работы и др.) на объектах социальной защиты и социального обслуживания, органов занятости, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, транспортной инфраструктуры.
В рамках решения задачи по повышению уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами запланированы мероприятия, направленные на развитие ранней помощи, реализацию подготовительного этапа сопровождаемого совместного проживания малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях, в том числе внедрение учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания, оснащение реабилитационных учреждений реабилитационным оборудованием, повышение квалификации специалистов, в том числе по ранней помощи и сопровождаемому проживанию инвалидов. С 2019 года оснащаются оборудованием для социально-бытовой и социально-средовой адаптации пункты проката технических средств реабилитации и учреждения социального обслуживания.
Организация реабилитационного процесса предусматривает наличие принципиально важных условий для достижения поставленных целей - комплексность и доступность реабилитационных мероприятий, непрерывность реабилитационного процесса, преемственность в работе специалистов и организаций, цикличность проведения курсов реабилитации, профессионализм кадров.
Успех в реализации планов реабилитации достигается только при эффективном межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, тесном сотрудничестве занятых в этой области учреждений и специалистов.