Действующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия)" и об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) по принятию решений в рамках ее реализации (с изменениями на 18 марта 2024 года)



Ведомственный проект N 2 "Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива для транспорта и техники специального назначения"


Важнейшим направлением государственной транспортной политики Российской Федерации, определенным в указах Президента Российской Федерации, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, других отраслевых стратегиях и концепциях, является снижение негативного влияния транспорта на окружающую среду и здоровье человека при эффективном использовании природного капитала страны.


Использование природного газа в качестве моторного топлива имеет ряд преимуществ, в том числе позволяет уменьшить себестоимость перевозок на 15 - 25 процентов, что обусловлено более низкой ценой на компримированный природный газ; снижает выбросы токсичных веществ в окружающую среду (оксида углерода - в 2,5 раза, оксида азота - в 2 раза, углеводородов - в 3 раза, задымленности - в 9 раз); повышает ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств и техники специального назначения в 1,3 - 1,5 раза.


Долгосрочные направления государственной политики в сфере внедрения техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, определены исходя из установленных государством стратегических ориентиров социально-экономического развития и предусматривают увеличение потребления природного газа в качестве моторного топлива; обновление парка транспортных средств, внедрение техники специального назначения нового поколения, имеющей высокие показатели экономичности, энергоэффективности, безопасности и надежности за счет перехода на использование природного газа в качестве моторного топлива; синхронизированное развитие парка газомоторной техники, газотранспортной инфраструктуры, сервисной сети и системы послепродажного обслуживания; развитие научно-исследовательского, технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов для разработки, производства, внедрения и эффективной эксплуатации транспортных средств и техники специального назначения, использующих природный газ в качестве моторного топлива на протяжении жизненного цикла.


На территориях, отдаленных от центральной части страны, и территориях с ограниченной транспортной доступностью внедрение техники, использующей природный газ в качестве моторного топлива, позволит обеспечить организацию необходимого транспортного обеспечения жизнедеятельности и сократить расходы на создание и эксплуатацию инфраструктуры традиционных видов топлива.


Учитывая комплексный характер проблем, подлежащих решению, очевидна необходимость реализации мероприятий программы в регионах, где могут быть созданы соответствующие условия. Концентрация усилий и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях позволит повысить эффективность реализации программы.


В субъектах Российской Федерации в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере внедрения газомоторной техники, а также стратегий социально-экономического развития данных регионов, разработаны региональные программы, определяющие реализацию основных направлений государственной политики на территории регионов.


Переход на сжиженный природный газ рассматривается как одно из приоритетных направлений на железнодорожном и водном транспорте, так как позволяет снизить объемы вредных выбросов, повысить качественные показатели эксплуатационной работы. К 2030 году планируется обеспечить замещение 25 - 30 процентов дизельного топлива природным газом.


Темпы перехода различных видов транспорта и техники специального назначения на использование природного газа в качестве моторного топлива во многом зависят как от имеющегося научно-технического и производственного задела отраслей транспортного, дорожно-коммунального и сельскохозяйственного машиностроения, так и от наличия в стране газозаправочной и сервисной инфраструктуры.


Среди всех видов транспорта наиболее высокие темпы перехода на использование природного газа в качестве моторного топлива могут быть обеспечены на автомобильном и водном транспорте, которые в совокупности выполняют более 60 процентов от общего объема пассажирских перевозок и более 70 процентов от общего объема перевозок грузов. Использование природного газа в качестве моторного топлива будет стимулировать снижение себестоимости перевозок, повышение их эффективности и уменьшение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.


С целью поэтапного перехода транспорта на использование природного газа необходимо:


увеличить объемы и расширить линейку производства отечественных транспортных средств, работающих на природном газе, обеспечить повышение их надежности, безопасности и энергоэффективности;


разработать и внедрить меры стимулирования потенциальных потребителей к приобретению транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива;


использовать меры государственного стимулирования перехода транспорта на использование компримированного природного газа (далее - КПГ) и сжиженного природного газа (далее - СПГ), включая выделение субсидий для производителей и для субъектов Российской Федерации для частичной компенсации затрат владельцев на переоборудование существующих транспортных средств, снижение налоговой нагрузки и размера платы за пользование транспортной инфраструктурой для транспорта, использующего природный газ в качестве моторного топлива;


обеспечить развитие производственно-сбытовой и сервисной инфраструктуры КПГ и СПГ;