(с изменениями на 31 октября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 13.12.2022 N 659-пр, от 26.10.2023 N 476-пр, от 05.02.2024 N 34-пр, от 11.07.2024 N 254-пр, от 31.10.2024 N 394-пр)
В целях реализации статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 4 Закона Хабаровского края от 26 июля 2005 г. N 291 "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Хабаровского края" Правительство края постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок организации тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Хабаровского края.
Губернатор, Председатель
Правительства края
М.В.Дегтярев
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ЛАНДШАФТНЫХ (ПРИРОДНЫХ) ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 11.07.2024 N 254-пр, от 31.10.2024 N 394-пр)
Настоящий Порядок разработан в целях формирования единых подходов и повышения эффективности организации тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) на территории Хабаровского края (далее - ландшафтный пожар) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), расположенными на территории Хабаровского края (далее также - край), в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В силы и средства РСЧС, расположенной на территории края, входят Хабаровская территориальная подсистема РСЧС и функциональная подсистема РСЧС.
2.1. Сообщения о термических точках, об очагах горения, о задымлениях принимаются круглосуточно диспетчером (должностным лицом, на которое возложены функции по приему и обработке сообщений о пожаре) центрального пункта пожарной связи территориального (местного) пожарно-спасательного гарнизона (далее - диспетчер), дежурно-диспетчерской службой Правительства Хабаровского края (далее - ДДС), едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований края (далее - ЕДДС), региональной диспетчерской службой министерства лесного хозяйства и лесопереработки края (далее - РДС).
2.2. В случае поступления в РДС, ЕДДС информации о приближении ландшафтного пожара в 10-километровую зону от населенного пункта, земель лесного фонда или земель особо охраняемых природных территорий федерального значения при отсутствии искусственных и естественных преград (далее - ландшафтный пожар, несущий угрозу) ЕДДС, РДС незамедлительно направляют информацию в ДДС.
2.3. Порядок действий по обмену информацией между ДДС, ЕДДС и РДС определяется должностными инструкциями сотрудников ДДС, ЕДДС и РДС, соглашениями об информационном взаимодействии и о совместных действиях между ДДС, ЕДДС и РДС, регламентом информационного взаимодействия между ДДС и ЕДДС.
2.4. При наличии подъездных путей к месту тушения ландшафтного пожара, несущего угрозу, ДДС незамедлительно информирует диспетчера.
2.5. Порядок действий диспетчера и подразделений пожарной охраны определен Уставом подразделений пожарной охраны, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 октября 2017 г. N 452.
3.1. В случае если в течение 24 часов с момента поступления сообщения о возникновении ландшафтного пожара диспетчеру, подразделению пожарной охраны, ДДС, ЕДДС, РДС ландшафтный пожар на муниципальном уровне реагирования на ландшафтные пожары не локализован либо в случае возникновения угрозы перехода ландшафтного пожара на населенный пункт, объект экономики или инфраструктуры устанавливается региональный уровень реагирования на ландшафтные пожары с соблюдением требований Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 2263 "Об утверждении уровней реагирования на ландшафтные (природные) пожары".
3.1.1. В случае если в течение 72 часов с момента поступления сообщения о возникновении ландшафтного пожара ландшафтный пожар не локализован, комитет Правительства края по гражданской защите (далее - комитет) готовит предложение Губернатора края в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) о необходимости установления федерального уровня реагирования на ландшафтные пожары (с указанием причин продолжения распространения ландшафтного пожара).
3.1.2. Решение об отмене установленного уровня реагирования принимается КЧС края при устранении обстоятельств, послуживших основанием для его установления.
3.2. Привлечение сил и средств РСЧС.
3.2.1. Привлечение на тушение ландшафтного пожара, несущего угрозу, сил и средств РСЧС, созданных на территории края, осуществляется с учетом расписания выездов подразделений пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, планов привлечения сил и средств территориальных пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и плана тушения ландшафтных пожаров.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 31.10.2024 N 394-пр)
3.2.2. Привлечение на тушение ландшафтного пожара, несущего угрозу, лесопожарных формирований краевых государственных учреждений, подведомственных министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее - лесопожарные формирования), и (или) сил и средств аварийно-спасательных формирований МЧС России, созданных на территории края, осуществляется по решению КЧС края при наступлении одного из следующих случаев:
1) отсутствие возможности оперативной доставки к месту ландшафтного пожара, несущего угрозу, сил и средств, указанных в подпункте 3.2.1 настоящего пункта;
2) недостаточность сил и средств, указанных в подпункте 3.2.1 настоящего пункта, для локализации ландшафтного пожара, несущего угрозу;
3) отсутствие подъездных путей к месту ландшафтного пожара, несущего угрозу.
3.2.3. При наступлении одного из случаев, указанных в подпункте 3.2.2 настоящего пункта, руководитель тушения пожара через диспетчера или ЕДДС направляет информацию в ДДС.
3.2.4. ДДС при получении информации, указанной в подпункте 3.2.3 настоящего пункта, оперативно направляет указанную информацию в комитет.
3.2.5. Комитетом при поступлении информации, указанной в подпункте 3.2.4 настоящего пункта, незамедлительно направляется предложение в КЧС о необходимости проведения заседания КЧС в целях принятия решения о привлечении лесопожарных формирований и (или) сил и средств аварийно-спасательных формирований МЧС России к тушению ландшафтного пожара, несущего угрозу (далее - предложение о проведении заседания КЧС).
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 31.10.2024 N 394-пр)
Решение о привлечении лесопожарных формирований и (или) сил и средств аварийно-спасательных формирований МЧС России принимается на заседании КЧС в течение одного рабочего дня со дня направления предложения о проведении заседания КЧС при наступлении одного из случаев, указанных в подпункте 3.2.2 настоящего пункта, и доводится незамедлительно до руководителей лесопожарных формирований и (или) аварийно-спасательных формирований МЧС России секретарем КЧС.
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 31.10.2024 N 394-пр)
Организация работы и состав КЧС определяются Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 16 июля 2015 г. N 198-пр.
3.2.6. Финансирование мероприятий по привлечению сил и средств, указанных в подпункте 3.2.2 настоящего пункта, на тушение ландшафтных пожаров, несущих угрозу, осуществляется по решению КЧС края в пределах доведенных краевому государственному казенному учреждению "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" лимитов бюджетных обязательств на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории края.
Способы и особенности тушения ландшафтных пожаров определяются руководителем тушения ландшафтного пожара в соответствии с Методикой тушения ландшафтных пожаров, утвержденной правовым актом комитета.