Основные направления развития системы обращения с отходами.
Наиболее перспективным для развития системы обращения с твердыми коммунальными отходами Кировской области является:
1. Строительство мусоросортировочных комплексов (заводов, станций), на которых будет производиться сортировка отходов, включая твердые коммунальные отходы.
Согласно пункту 8 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. В этой связи весь объем твердых коммунальных отходов подлежит предварительной сортировке для выделения полезных фракций.
Создание объектов обработки твердых коммунальных отходов позволит осуществлять сортировку твердых коммунальных объектов, а также обеспечивать выделение из общего потока отходов, поступающих на объекты, отходов, запрещенных к захоронению при их совместном складировании с ТКО.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р "Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается" первую группу - лом и отходы черных и цветных металлов, отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть, запрещено подвергать захоронению с января 2018 г.; вторую группу - отходы бумаги и картона, шин, покрышек, автомобильных камер, а также отходы продукции из термопластов, стекла и изделий из стекла - с января 2019 г.; третью группу - компьютерное, электронное, оптическое и электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства, - с января 2021 г.
2. Организация производств по утилизации ТКО. В результате обработки ТКО выбираются полезные фракции, которые направляются на утилизацию (регенерация, рекуперация, компостирование).
3. Помимо создания новых объектов обращения с ТКО, которые в основном имеют признаки капитального строительства, перспективно и целесообразно параллельно со строительством объектов обработки, утилизации, размещения ТКО осуществлять создание систем раздельного сбора ТКО, а также развивать сложившуюся в регионе систему сбора вторичных материальных ресурсов, обращение с которыми на настоящий момент законодательством не регулируется. Создание системы раздельного сбора ТКО планируется осуществить поэтапно по мере создания необходимой инфраструктуры накопления, сбора, транспортирования, досортировки ТКО и наличия перерабатывающих мощностей выделенных и ликвидных фракций ТКО.
Предлагаемая схема обращения с твердыми коммунальными отходами:
а) до момента исчерпания проектной (с учетом введенной в эксплуатацию карт, траншей) вместимости продолжают эксплуатироваться все объекты захоронения, включенные в ГРОРО или перечень объектов на территории субъекта РФ, введенных в эксплуатацию до 01.01.2018 и не имеющих разрешительной документации, эксплуатация которых возможна до 2023 года. Расчетные сроки окончания эксплуатации объектов размещения отходов, включенных в территориальную схему, представлены в таблице 12.
В связи с исчерпанием вместимости большинства полигонов для размещения отходов и постепенным их выводом из эксплуатации целесообразно строительство последующих очередей, предусмотренных проектной документацией (для объектов размещения отходов, срок эксплуатации которых позволит окупить вложенные инвестиции и при наличии документации, в соответствии с которой возможно получение разрешительных документов), и новых объектов размещения отходов.
В ноябре 2021 года введен в эксплуатацию 1 этап объекта капитального строительства - межмуниципальный полигон твердых бытовых отходов для Свечинского и Шабалинского районов Кировской области. В 2022 году завершается строительство 2 этапа. Мощность объекта - 23,4 тыс. м3 в год, вместимость - 490,904 тыс. м3 (146,25 тыс. тонн при плотности 0,25 т/м3), срок эксплуатации - 25 лет (потоки ТКО в электронной модели территориальной схемы направлены с мая 2022 года).
Также территориальной схемой предлагается создание 2 новых объектов размещения ТКО на территории Вятскополянского и Нолинского районов области. При этом эксплуатация остальных включенных в ГРОРО объектов размещения целесообразна до момента исчерпания проектной вместимости;
б) создание на территории области новых мощностей по обработке ТКО, которые на текущий момент полностью отсутствуют. В целях соблюдения требований законодательства и достижения целевых показателей обработки твердых коммунальных отходов, установленных региональным проектом "Формирование комплексной системы обращения с ТКО на территории Кировской области", при объектах захоронения необходимо создавать мощности по обработке (сортировке) отходов.