Махачкалинский транспортный узел является составляющей международного транспортного коридора "Север - Юг" и включает в себя:
а) Махачкалинское территориальное управление Северо-Кавказской железной дороги - филиал ОАО "Российские железные дороги";
б) АО "Международный аэропорт "Махачкала";
в) Махачкалинский морской торговый порт;
г) федеральные и региональные автодороги.
Железнодорожный транспорт республики представлен Махачкалинским территориальным управлением Северо-Кавказской железной дороги - филиалом ОАО "Российские железные дороги".
Эксплуатационная длина железнодорожных путей в Республике Дагестан составляет 509 км, или 8,1 проц. от всей длины путей Северо-Кавказской железной дороги. Основной вид деятельности - перевозка пассажиров и грузов на международных, внутрироссийских и пригородных маршрутах.
Важным стратегическим объектом железнодорожной инфраструктуры является железнодорожный пункт пропуска Дербент. В краткосрочной перспективе существующая пропускная способность железнодорожного пункта пропуска Дербент будет одним из сдерживающих факторов развития российско-иранского партнерства в области железнодорожного транспорта и логистики. Принятое Экспертным советом по инвестиционным проектам ОАО "Российские железные дороги" положительное решение о размещении пункта пропуска в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации с расположением его на новой станции Самур-II позволит в значительной степени улучшить позиции российских железных дорог на международном уровне.
С учетом перспектив открытия участка международного транспортного коридора "Север - Юг" Решт - Астара на азербайджанско-иранской границе пограничные переходы Самур - Ялама (Россия - Азербайджан) и Решт - Астара (Азербайджан - Иран) будут служить связующим звеном для железных дорог России, Азербайджана и Ирана, что существенно увеличит транзитный грузопоток на железнодорожных маршрутах, проходящих по территории субъектов СКФО.
АО "Международный аэропорт "Махачкала" динамично развивается по всем направлениям деятельности. По количеству обслуженных пассажиров аэропорт занимает 2-е место среди аэропортов СКФО. За последние годы удалось значительно нарастить производственные показатели, в 2021 году пассажиропоток составил более 2 млн человек.
В настоящее время прорабатывается вопрос открытия авиасообщения с рядом иностранных государств, в частности таких маршрутов, как:
Махачкала - Урумчи (Китай),
Махачкала - Гуанчжоу (Китай),
Махачкала - Хайнань (Китай),