Доля вида экономической деятельности "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" в структуре ВРП Курганской области в 2020 году составила 8,7%. На долю вида экономической деятельности приходится 14,6% от среднегодовой численности занятых в экономике (по данным за 2020 год).
Оборот розничной торговли увеличился в 2,4 раза (с 54,6 млрд руб. в 2007 году до 133,0 млрд руб. в 2021 году) при среднегодовом темпе роста 106,9%. Удельный вес оборота розничной торговли Курганской области в общем объеме оборота розничной торговли Российской Федерации снизился с 0,5% в 2007 году до 0,3% в 2021 году.
Индекс физического объема оборота розничной торговли в 2021 году составил 86,0% к 2007 году в сопоставимых ценах. При заметном снижении оборота розничной торговли в кризисные годы (в 2009 году индекс физического объема оборота розничной торговли составил 84,4% к предыдущему году в сопоставимых ценах, в 2015 году - 87,4%, в 2016 году - 91,7%).
Таблица 13. Основные показатели потребительского рынка Курганской области
Наименование показателя | 2007 год | 2010 год | 2013 год | 2016 год | 2019 год | 2021 год |
Оборот розничной торговли, млн руб. | 54618,3 | 72494,6 | 94898,3 | 104329,3 | 120321,2 | 133013,2 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 125,8 | 100,0 | 102,8 | 91,7 | 100,3 | 101,0 |
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, млн руб. | 21880,7 | 34550,3 | 42583,0 | 51309,5 | 57699,8 | 65183,1 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли пищевыми продуктами, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 114,0 | 97,4 | 97,5 | 94,8 | 100,2 | 98,6 |
Оборот розничной торговли непродовольственными товарами, млн руб. | 32737,6 | 37944,3 | 52315,3 | 53019,8 | 62621,4 | 67830,1 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 135,2 | 102,4 | 107,3 | 88,9 | 100,4 | 103,4 |
Оборот розничной торговли на душу населения, руб. | 58087 | 79342 | 107661 | 121596 | 144802 | 161646 |
Таблица 14. Показатели потребительского рынка Курганской области в сравнении со значениями Уральского федерального округа и Российской Федерации
Наименование показателя | 2007 год | 2010 год | 2013 год | 2016 год | 2019 год | 2021 год |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах | ||||||
Российская Федерация | 116,1 | 106,5 | 103,9 | 95,2 | 101,9 | 107,3 |
Уральский федеральный округ | 121,2 | 102,4 | 105,3 | 92,9 | 101,5 | 104,3 |
Курганская область | 125,8 | 100,0 | 102,8 | 91,7 | 100,3 | 101,0 |
Место региона в Российской Федерации | 11 | 75 | 55 | 74 | 67 | 80 |
Оборот розничной торговли на душу населения, руб. | ||||||
Российская Федерация | 76 480 | 115 591 | 165 051 | 192 541 | 229 104 | 268 572 |
Уральский федеральный округ | 92 259 | 133 303 | 188 497 | 200 815 | 230 605 | 255 374 |
Курганская область | 56 608 | 79 342 | 107 661 | 121 596 | 144 802 | 161 646 |
Место региона в Российской Федерации | 41 | 61 | 71 | 75 | 75 | 73 |
В 2021 году оборот розничной торговли составил 133,0 млрд руб., индекс физического объема оборота розничной торговли составил 101,0% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах - 80 место в Российской Федерации. Оборот розничной торговли на душу населения в 2021 году составил 161,6 тыс. руб., по данному показателю Курганская область занимала 73 место в Российской Федерации.
За 2007 - 2021 годы изменилась структура оборота розничной торговли. Удельный вес непродовольственных товаров в 2007 году составлял 59,9%, в 2019 году - 52,0%, в 2021 году - 51,0%.
За 2007 - 2021 годы в области появились новые объекты торговли: торгово-развлекательные центры ("РИО", "Пушкинский", "ГиперСити" "Стрекоза"), супермаркет "Парус", торговый центр "Кировский", гипермаркет ("Магнит "Семейный"), специализированные торговые центры (мебельные - "Алые паруса", "Миргород", строительные - "Стройсельхозторг", "Аруна", автосалоны). Введен в эксплуатацию логистический комплекс Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Метрополис" (далее - ООО "Компания "Метрополис").
Доля сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли увеличилась с 9,0% в 2011 году до 43,8% в 2020 году. Активно развивались современные формы торговли, в том числе в сельской местности: розничной торговой сетью "Магнит" (Акционерное общество "Тандер") открыто 45 магазинов в 23 районах Курганской области; торговой сетью "Метрополис" (ООО "Компания "Метрополис") открыто 33 супермаркета в 22 районах; торговой сетью "Пятерочка" (ООО "Агроторг") открыто 17 магазинов в 10 районах; торговой сетью "Монетка" (ООО "Элемент-Трейд Курган") открыто 15 магазинов в 10 районах; торговой сетью "Красное&Белое" (ООО "Альфа-Курган") открыто 36 торговых объектов в 17 районах; торговой сетью "Светофор" (ООО "Торгсервис") открыто 6 магазинов в 4 районах. Это положительно влияет на развитие конкуренции и приводит к снижению цен на товары и услуги.
Изменяются покупательские предпочтения в пользу современных, более цивилизованных форматов торговли, что привело к сокращению доли продаж товаров на розничных рынках и ярмарках: с 10,0% в 2007 году до 1,9% в 2019 году и 1,4% в 2021 году.
Строительство новых и реконструкция действующих объектов положительно влияет на достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Курганской области площадью торговых объектов в расчете на 1000 жителей, которая увеличилась с 593,1 кв. м в 2012 году до 714 кв. м в 2020 году, при нормативе минимальной обеспеченности - 516,4 кв. м.
Ключевые угрозы и вызовы развитию торговли в Курганской области: