Действующий

О стратегии социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года (с изменениями на 29 декабря 2023 года)



§ 6. Потребительский рынок


Доля вида экономической деятельности "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" в структуре ВРП Курганской области в 2020 году составила 8,7%. На долю вида экономической деятельности приходится 14,6% от среднегодовой численности занятых в экономике (по данным за 2020 год).


Оборот розничной торговли увеличился в 2,4 раза (с 54,6 млрд руб. в 2007 году до 133,0 млрд руб. в 2021 году) при среднегодовом темпе роста 106,9%. Удельный вес оборота розничной торговли Курганской области в общем объеме оборота розничной торговли Российской Федерации снизился с 0,5% в 2007 году до 0,3% в 2021 году.


Индекс физического объема оборота розничной торговли в 2021 году составил 86,0% к 2007 году в сопоставимых ценах. При заметном снижении оборота розничной торговли в кризисные годы (в 2009 году индекс физического объема оборота розничной торговли составил 84,4% к предыдущему году в сопоставимых ценах, в 2015 году - 87,4%, в 2016 году - 91,7%).


Таблица 13. Основные показатели потребительского рынка Курганской области

Наименование показателя

2007 год

2010 год

2013 год

2016 год

2019 год

2021 год

Оборот розничной торговли, млн руб.

54618,3

72494,6

94898,3

104329,3

120321,2

133013,2

Индекс физического объема оборота розничной торговли, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

125,8

100,0

102,8

91,7

100,3

101,0

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, млн руб.

21880,7

34550,3

42583,0

51309,5

57699,8

65183,1

Индекс физического объема оборота розничной торговли пищевыми продуктами, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

114,0

97,4

97,5

94,8

100,2

98,6

Оборот розничной торговли непродовольственными товарами, млн руб.

32737,6

37944,3

52315,3

53019,8

62621,4

67830,1

Индекс физического объема оборота розничной торговли непродовольственными товарами, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

135,2

102,4

107,3

88,9

100,4

103,4

Оборот розничной торговли на душу населения, руб.

58087

79342

107661

121596

144802

161646

Таблица 14. Показатели потребительского рынка Курганской области в сравнении со значениями Уральского федерального округа и Российской Федерации


Наименование показателя

2007 год

2010 год

2013 год

2016 год

2019 год

2021 год

Индекс физического объема оборота розничной торговли, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

Российская Федерация

116,1

106,5

103,9

95,2

101,9

107,3

Уральский федеральный округ

121,2

102,4

105,3

92,9

101,5

104,3

Курганская область

125,8

100,0

102,8

91,7

100,3

101,0

Место региона в Российской Федерации

11

75

55

74

67

80

Оборот розничной торговли на душу населения, руб.

Российская Федерация

76 480

115 591

165 051

192 541

229 104

268 572

Уральский федеральный округ

92 259

133 303

188 497

200 815

230 605

255 374

Курганская область

56 608

79 342

107 661

121 596

144 802

161 646

Место региона в Российской Федерации

41

61

71

75

75

73


В 2021 году оборот розничной торговли составил 133,0 млрд руб., индекс физического объема оборота розничной торговли составил 101,0% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах - 80 место в Российской Федерации. Оборот розничной торговли на душу населения в 2021 году составил 161,6 тыс. руб., по данному показателю Курганская область занимала 73 место в Российской Федерации.


За 2007 - 2021 годы изменилась структура оборота розничной торговли. Удельный вес непродовольственных товаров в 2007 году составлял 59,9%, в 2019 году - 52,0%, в 2021 году - 51,0%.


За 2007 - 2021 годы в области появились новые объекты торговли: торгово-развлекательные центры ("РИО", "Пушкинский", "ГиперСити" "Стрекоза"), супермаркет "Парус", торговый центр "Кировский", гипермаркет ("Магнит "Семейный"), специализированные торговые центры (мебельные - "Алые паруса", "Миргород", строительные - "Стройсельхозторг", "Аруна", автосалоны). Введен в эксплуатацию логистический комплекс Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Метрополис" (далее - ООО "Компания "Метрополис").


Доля сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли увеличилась с 9,0% в 2011 году до 43,8% в 2020 году. Активно развивались современные формы торговли, в том числе в сельской местности: розничной торговой сетью "Магнит" (Акционерное общество "Тандер") открыто 45 магазинов в 23 районах Курганской области; торговой сетью "Метрополис" (ООО "Компания "Метрополис") открыто 33 супермаркета в 22 районах; торговой сетью "Пятерочка" (ООО "Агроторг") открыто 17 магазинов в 10 районах; торговой сетью "Монетка" (ООО "Элемент-Трейд Курган") открыто 15 магазинов в 10 районах; торговой сетью "Красное&Белое" (ООО "Альфа-Курган") открыто 36 торговых объектов в 17 районах; торговой сетью "Светофор" (ООО "Торгсервис") открыто 6 магазинов в 4 районах. Это положительно влияет на развитие конкуренции и приводит к снижению цен на товары и услуги.


Изменяются покупательские предпочтения в пользу современных, более цивилизованных форматов торговли, что привело к сокращению доли продаж товаров на розничных рынках и ярмарках: с 10,0% в 2007 году до 1,9% в 2019 году и 1,4% в 2021 году.


Строительство новых и реконструкция действующих объектов положительно влияет на достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Курганской области площадью торговых объектов в расчете на 1000 жителей, которая увеличилась с 593,1 кв. м в 2012 году до 714 кв. м в 2020 году, при нормативе минимальной обеспеченности - 516,4 кв. м.


Ключевые угрозы и вызовы развитию торговли в Курганской области: