В перспективе до 2030 года предполагается возможность развития событий по двум сценариям в зависимости от сочетания внутренних факторов, связанных со спецификой приоритетов, целей и задач, стоящих перед Курганской областью и особенностями экономического развития региона, и внешних условий, определяемых через внешнеэкономическую ситуацию и тенденции развития национальной экономики:
консервативный сценарий;
базовый сценарий.
Сценарии социально-экономического развития Курганской области разработаны с учетом перспектив долгосрочного развития экономики Российской Федерации в целом, опираясь на прогноз социально-экономического развития Курганской области на долгосрочный период до 2035 года, утвержденный распоряжением Правительства Курганской области от 27 декабря 2021 года N 287-р "О прогнозе социально-экономического развития Курганской области на долгосрочный период до 2035 года" (далее также - прогноз Курганской области на долгосрочный период).
Консервативный сценарий (соответствует консервативному варианту прогноза Курганской области на долгосрочный период) предполагает инерционное функционирование экономики Курганской области, когда основные макроэкономические параметры социально-экономического развития региона меняются постепенно под влиянием внешних макроэкономических трендов. Значимого ускорения темпов экономического роста не предполагается.
В 2022 - 2030 годах среднегодовой темп роста ВРП оценивается на уровне не более 101,1%. ВРП в действующих ценах увеличится в 1,6 раза, в расчете на душу населения - в 1,7 раза, в постоянных ценах ВРП в 2030 году увеличится на 10,2% к уровню оценки показателя в 2021 году. Отраслевая структура экономики значимым образом не меняется. Прогнозируется невысокий среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал - около 102,2%. Объем инвестиций в основной капитал увеличится в 1,8 раза, в расчете на душу населения - в 1,9 раза, в сопоставимой оценке инвестиции в основной капитал в 2030 году увеличатся на 21,8% к уровню оценки показателя в 2021 году.
Уровень рождаемости будет зависеть скорее от федеральных инициатив в области социальных льгот и субсидий за рождение детей, в том числе второго и последующих, и помощи малоимущим семьям. Смертность будет постепенно снижаться за счет развития медицины в целом по Российской Федерации, внедрения новых стандартов и цифровых технологий. Значительный миграционный отток населения последних лет несколько сократится. Численность населения (в среднегодовом исчислении) в 2030 году сократится на 7,6% к уровню оценки показателя в 2021 году, на 61,63 тыс. чел.
Ожидаемые значения основных показателей социально-экономического развития Курганской области на период до 2030 года (консервативный сценарий) приведены в приложении 1 к Стратегии.
Базовый сценарий (разработан на основе базового варианта прогноза Курганской области на долгосрочный период с учетом тенденций, заложенных в стратегиях Российской Федерации по развитию отдельных отраслей и направлений и государственных программах Российской Федерации) предполагает стабильное функционирование региональной экономики, решение приоритетных социально-экономических задач, прежде всего за счет реализации инвестиционных проектов, поддержки базовых секторов экономики, увеличение объемов средств, направляемых на цели развития человеческого капитала.
Базовый сценарий обеспечивает:
решение стратегических задач, характеризующих достижение поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" национальных целей: сохранение населения; здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация;
выполнение мероприятий и достижение целевых показателей, определенных в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.
В рамках базового сценария планируется выполнение мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2020 года N 422-р, предполагающих поддержку промышленности, агропромышленного комплекса и создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, создание условий для реализации инвестиционных проектов, проектирование и строительство инженерной инфраструктуры для жилищного строительства в Курганской области, развитие транспортной инфраструктуры. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2020 года N 422-р предусмотрена возможность продления периода реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Курганской области на 2020 - 2024 годы на 2025 - 2027 годы.
В 2022 - 2030 годах среднегодовой темп роста ВРП оценивается на уровне 103,6%. ВРП в действующих ценах увеличится в 1,96 раза, в расчете на душу населения - в 2,0 раза, в постоянных ценах ВРП в 2030 году увеличится на 37,3% к уровню оценки показателя в 2021 году. Среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал прогнозируется около 106,2%. Объем инвестиций в основной капитал увеличится в 2,5 раза, в расчете на душу населения - в 2,6 раза, в сопоставимой оценке инвестиции в основной капитал в 2030 году увеличатся на 72,4% к уровню оценки показателя в 2021 году.