____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 октября 2023 года N 1325
____________________________________________________________________
В целях участия Республики Татарстан в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2025 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение товаров (работ, услуг) в целях создания (обновления) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Определить Министерство образования и науки Республики Татарстан региональным координатором по реализации мероприятий по созданию (обновлению) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование".
2. Утвердить прилагаемые:
обоснование выбора компетенций и профессиональных образовательных организаций для создания мастерских;
комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию мастерских на 2025 год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА КОМПЕТЕНЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАСТЕРСКИХ
Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года определены:
1) ряд приоритетных направлений и задач социально-экономической политики - рост человеческого капитала, который является важным ресурсом экономического развития республики, а также приобретение гражданами навыков и компетенций, соответствующих квалификационным требованиям сегодняшнего и завтрашнего дней;
2) перечень ключевых отраслей, якорных предприятий с учетом их мотивированности на участие в отборе и кадровой потребности в специалистах (рабочих) с уровнем среднего профессионального образования:
N п/п | Наименование ключевой отрасли (сферы) | Наименование якорного предприятия |
1 | 2 | 3 |
1. | Машиностроение (автомобилестроение) | Публичные акционерные общества "КАМАЗ", "Казанский вертолетный завод"; открытые акционерные общества "Казанский авиационный завод", "Елабужский автомобильный завод"; совместное предприятие "Форд Соллерс"; общество с ограниченной ответственностью "Алнас"; открытое акционерное общество "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" |
2. | Строительство и сфера жилищно-коммунального хозяйства | Общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", "Специализированный застройщик "Домкор", "Ак Таш"; управляющая компания "Уютный дом"; Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани |
3. | Энергетика | Акционерные общества "Сетевая компания", "Татэнерго"; общества с ограниченной ответственностью "Камэнергостройпром", "Нижнекамская ТЭЦ" |
4. | Нефтяная отрасль (нефтехимия, нефтедобыча) | Публичные акционерные общества "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина"; акционерные общества "ТАНЕКО", "Транснефть-Прикамье" |
5. | Сервис и общественное питание | Акционерные общества "Департамент продовольствия и социального питания г. Казани", "Булочно-кондитерский комбинат"; закрытое акционерное общество "Челны-хлеб"; общество с ограниченной ответственностью "Бахетле-1" |
6. | Педагогика | Министерство образования и науки Республики Татарстан; управления (отделы) образования муниципальных районов Республики Татарстан |
7. | Транспорт | Акционерное общество "Международный аэропорт "Казань"; Группа компаний "Тулпар"; муниципальное унитарное предприятие "Метроэлектротранс"; акционерное общество "Казанское пассажирское автотранспортное предприятие N 1"; муниципальное унитарное предприятие "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" |
8. | Сельское хозяйство | Общества с ограниченной ответственностью "Шахтер", "Заиковский", "Органик Групп", "Агроинвест"; холдинговая компания "Ак Барс"; закрытое акционерное общество "Агросила Групп" |
9. | IT-технологии и защита в чрезвычайных ситуациях | Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан; публичное акционерное общество "Таттелеком"; акционерное общество "АйСиЭл - Казанское производственное объединение вычислительных систем" |
10. | Легкая промышленность | Министерство культуры Республики Татарстан; акционерное общество "Кукморский валяльно-войлочный комбинат"; швейная мастерская "Ирен" |
11. | Здравоохранение | Министерство здравоохранения Республики Татарстан. |
Общая потребность отраслей экономики республики в подготовке кадров по образовательным программам среднего профессионального образования составляет: по программам подготовки специалистов среднего звена - 6,4 тыс. человек, по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) - 4,9 тыс. человек.
Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан, на 2022 - 2028 годы утвержден распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.2021 N 328-р.
В настоящее время в утвержденный перечень входят 154 профессии и 165 специальностей среднего профессионального образования. Перечень ежегодно актуализируется с учетом анализа рынка труда и развитием экономики республики.
Текущая ситуация в системе профессионального образования Республики Татарстан.
На начало 2022 года в Республике Татарстан в системе профессионального образования функционируют 98 учреждений среднего профессионального образования (из них 87 государственных и 11 негосударственных организаций).
В них обучаются 72 796 студентов, в том числе по программам подготовки специалистов среднего звена - 61 197 человек, по программам подготовки квалифицированных рабочих - 11 599 человек.
Реализуются более 200 основных образовательных программ. Сегодня наиболее востребованными и массовыми направлениями подготовки в республике среди выпускников общеобразовательных организаций являются: машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, энергетика, строительство, экономика и управление, педагогические науки, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, специальности нефтяной и нефтехимической отрасли, информационной и коммуникационной сферы.
Общая занятость выпускников составляет порядка 97 процентов, трудоустройство по полученной специальности в первый год выпуска - 65,6 процента.
Движение "Ворлдскиллс".
Важным направлением развития системы профессионального образования и популяризации рабочих профессий в республике является чемпионатное движение "Ворлдскиллс". Татарстан вступил в движение в 2013 году одним из первых регионов России. За историю участия в чемпионатном движении республика стала местом проведения трех национальных чемпионатов в 2014, 2015, 2019 годах, а также мирового чемпионата WorldSkills Kazan - 2019.
На уровне Правительства Республики Татарстан за 191 профессиональной компетенцией, которая развивается в республике, закреплены: 16 профильных министерств и ведомств, 43 колледжа и техникума, 14 вузов и более 100 организаций.
Ежегодно республиканская сборная демонстрирует высокий уровень подготовки на чемпионатах различных уровней. С 25 по 29 августа 2021 года в г. Уфе прошел финал IX Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia).
На соревнованиях чемпионата были представлены 163 компетенции, в том числе 105 основных компетенций и 58 компетенций "Ворлдскиллс Юниоры". Республиканская сборная была представлена 93 конкурсантами по 73 компетенциям "Ворлдскиллс" и 71 конкурсантом по 54 компетенциям "Ворлдскиллс Юниоры".
По итогам соревнований сборная Республики Татарстан заняла I место, завоевав 32 золотые, 46 серебряных, 31 бронзовую медали и 31 медальон за профессионализм.
В 2022 году продолжилось активное развитие движения "Ворлдскиллс" в Республике Татарстан. В чемпионатном цикле 2021/2022 года соревнования в рамках регионального чемпионата организованы по 156 компетенциям "Ворлдскиллс" и 101 компетенции "Ворлдскиллс Юниоры", в них приняли участие около 3 500 конкурсантов и экспертов.
В программу регионального чемпионата текущего чемпионатного цикла включены 22 новые компетенции. Региональный чемпионат проходил на 85 площадках в 19 городах и селах республики и стал одним из масштабных в России.
26 сентября 2021 года в Австрии подвели итоги европейского чемпионата Европы по профессиональному мастерству EuroSkills Graz 2021. Национальная сборная WorldSkills Russia заняла I место по результатам общекомандного - медального и балльного зачетов, таким образом подтвердив свое лидерство на международной арене в новых условиях в рамках первого очного первенства после пандемии. Существенный вклад в высокий результат России внесли представители Республики Татарстан - 14 медалей и 2 медальона за профессионализм.
С окончанием учебного года завершается российский чемпионатный цикл движения "Ворлдскиллс" 2021/2022 года. В апреле прошли полуфиналы "Ворлдскиллс". В этом году большая часть компетенций на полуфиналах проходила в формате итоговых соревнований и существенный задел для рейтинга регионов по итогам чемпионатного цикла формировался на полуфиналах.
В рамках полуфиналов Республика Татарстан завоевала 20 золотых, 18 серебряных, 26 бронзовых медалей и 45 медальонов за профессионализм. По предварительному расчету, в рейтинге регионов Республика Татарстан занимает лидирующие позиции, уступая только столице нашей страны, г. Москве.
В начале сентября 2022 года состоится финал национального чемпионата. В этом году принимающим регионом выступает Республика Мордовия (г. Саранск), соревнования пройдут в гибридном виде, в очном и дистанционном форматах. Республика Татарстан будет представлена в 72 компетенциях.
Движение "Абилимпикс".
Созданная в колледжах и техникумах республики материально-техническая база и потенциал экспертного сообщества активно используются для подготовки участников и проведения чемпионатов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс".
Ежегодно республика становится призером национальных чемпионатов "Абилимпикс".
Движение "Абилимпикс" активно развивается в Республике Татарстан с 2017 года. Количество соревновательных компетенций и число участников ежегодно увеличиваются.
Несмотря на это, каждый участник чемпионата находится под пристальным вниманием, его дальнейшая траектория развития постоянно отслеживается.
Как показала практика, движение "Абилимпикс" дает серьезный стимул к развитию инклюзивной среды в профессиональных образовательных организациях республики. В процессе подготовки и проведения чемпионатов учитываются особенности и дополнительные условия, необходимые для ребят с различными нозологиями.
Каждая компетенция чемпионата "Абилимпикс" закреплена за ресурсным центром - специализированным центром компетенций, ответственным за подготовку участников чемпионатов "Ворлдскиллс" по данному направлению. Это дает возможность использовать оборудование и экспертное сопровождение для подготовки участников и проведения чемпионатов "Абилимпикс". Такой подход имеет двойной эффект: участники приобретают конкурентные преимущества на рынке труда, а образовательные организации - опыт работы и понимание необходимости преобразований материально-технической базы и ее адаптации для обучения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В завершившемся учебном году проведены два региональных чемпионата "Абилимпикс".
Региональный чемпионат 2021 года прошел в сентябре, объединив более 700 участников, которые соревновались по 76 компетенциям. 595 участников стали победителями и призерами. По результатам отборочных соревнований, состоявшихся в октябре 2021 года, 99 представителей Татарстана получили право на участие в VII Национальном чемпионате "Абилимпикс".
Региональный чемпионат 2022 года прошел в мае на 35 площадках. В нем приняли участие более 900 людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, которые соревновались по 88 компетенциям, что на 12 компетенций больше, чем в прошлом году. Введение новых компетенций, особенно региональных, позволяет привлечь в движение новых участников, охватить новые сферы рынка труда, сформировать новый опыт и механизмы взаимодействия.