Реализация мероприятий Программы проходит под влиянием целого ряда факторов и условий, являющихся источниками различного рода рисков, включая макроэкономические, правовые, административные, рыночные, финансовые, операционные, социальные, политические, географические и экологические риски.
При реализации мероприятий Программы имеются определенные категории факторов воздействия, например политические и макроэкономические, вероятность возникновения и уровень влияния которых мало изменяются в зависимости от стадии выполнения мероприятий. Такие риски относятся к неуправляемой категории, однако их необходимо учитывать, поскольку они могут оказывать существенное влияние на развитие отдельных направлений экономики города Севастополя.
Группу политических (геополитических) рисков при реализации Программы можно разделить на:
1) межнациональные риски, связанные с разрывом контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж. Контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например в связи с изменением национального законодательства или в связи с гражданскими беспорядками и военными действиями;
2) национальные риски, связанные с изменением федерального законодательства;
3) региональные риски, обусловленные изменением законодательства города Севастополя.
Для большинства прочих рисков вероятность их возникновения и степень влияния дифференцированы в течение всего времени реализации мероприятий Программы. Эти риски можно разделить на:
1) рыночные риски, обусловленные снижением спроса на продукт, повышением операционных издержек (цен на рынках сырья, материалов и комплектующих, стоимости рабочей силы, цен (тарифов) на услуги ресурсоснабжающих организаций и др.), усилением конкуренции с предприятиями аналогичной отраслевой направленности, находящимися как на полуострове, так и на материковой части Российской Федерации. К данным рискам можно отнести и неопределенность логистики между Крымом и материковой частью России: изменение стоимости продукта в связи с изменениями стоимости транспортных перевозок (как грузовых, так и пассажирских) и нестабильностью таких перевозок (что влечет за собой также возможные штрафы и пени за нарушение сроков поставки продукции);
2) правовые и административные риски, связанные с длительностью процедур переоформления имущественных прав на движимое и недвижимое имущество, лицензирования отдельных видов деятельности, получения необходимых допусков, сертификации продукта и т.п.;
3) финансовые риски, которые заключаются в дефиците денежных средств у организаций и несвоевременности их поступления, возникновении трудностей при привлечении внешнего финансирования. Кроме того, имеется риск инфляции, валютный риск, кредитный риск, обусловленный возможными изменениями денежно-кредитной политики, неустойчивостью уровня процентных ставок, риск ликвидности вследствие недостатка денежных средств на счетах предприятий для погашения имеющихся обязательств, риск увеличения длительности срока окупаемости капитальных затрат. Имеется риск, связанный с отсутствием или недостатком финансирования за счет средств федерального бюджета;
4) операционные риски, которые представляют собой риски возможных ошибок в процессе проектирования и строительства объектов производственного и иного назначения, объектов транспортной и инженерной инфраструктур. В этой группе можно отдельно выделить:
- риски проектирования, в том числе неверного выбора мощностей присоединенных инженерных коммуникаций и оборудования, неправильных проектных и технологических решений;
- строительные риски, риски при установке или модернизации оборудования, характеризующиеся сбоями при строительных, установочных, наладочных работах, возникновением нештатных, аварийных ситуаций вследствие неправильного выбора подрядных организаций и недостаточного уровня контроля;
5) социальные риски, связанные с отношением различных социальных групп населения и профессиональных сообществ к процессу внедрения отдельных мероприятий;