Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2024 года"


6.6. Развитие торговли и потребительского рынка


Стратегические цели:


формирование добросовестной конкуренции как основы улучшения качества жизни населения Ивановской области, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;


обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;


формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для товаропроизводителей Ивановской области и способствующей оптимальному соотношению на потребительском рынке местных и завозимых товаров;


формирование ярмарочной торговли продуктами питания местных производителей, непродовольственными товарами, товарами ближнего и дальнего зарубежья, организация постоянно действующих ярмарок, интеграция ярмарочной торговли совместно с другими регионами Российской Федерации;


развитие сети несетевых магазинов (в том числе семейных);


создание системы оптовых продовольственных рынков.



Таблица 11


Стратегический (SWOT) анализ развития потребительского рынка Ивановской области


Сильные стороны развития отрасли

Слабые стороны развития отрасли

1. Устойчивый рост объемов розничного товарооборота, оборота общественного питания и объема бытовых услуг населению.

2. Интерес потенциальных инвесторов.

3. Развитая сеть транспортных коммуникаций.

4. Емкий рынок сбыта.

5. Выгодное географическое положение для продвижения товаров в соседние субъекты Российской Федерации, близкое расположение от г. Москвы, близкое расположение региона от крупных федеральных автомобильных трасс

1. Отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность и развитие внутреннего потребительского рынка в Российской Федерации, и механизмов взаимодействия между федеральными, региональными и местными структурами.

2. Отсутствие механизмов регулирования потребительской сферы исполнительными органами государственной власти Ивановской области и органами местного самоуправления.

3. Низкая культура потребления, не способная оказывать влияние на конкуренцию.

4. Слабое развитие оптового звена торговли с соответствующей инфраструктурой (современные складские помещения, оборудование, специализированный транспорт, цеха доработки, расфасовки, упаковки готовой продукции), в том числе у предприятий АПК.

5. Недостаточный ассортимент производимых в области высококачественных продовольственных товаров, высокая доля на рынке потребительских товаров низкого качества и узкая ориентация на текстильные товары широкого потребления

Возможности

Угрозы

1. Развитие, совершенствование инфраструктуры потребительского рынка, в том числе сетевой торговли, за счет использования возможностей внутриобластных и внешних инвесторов. Дальнейшее развитие предприятий "шаговой доступности", снижение арендной платы, торговой наценки.

2. Развитие туристической отрасли с посещением местных торговых центров, увеличение занятости, повышение уровня и качества жизни населения Ивановской области, что приведет к увеличению сбыта товаров и бытовых услуг, услуг общественного питания.

3. Количественный рост организаций потребительской сферы при усилении тенденций повышения качества обслуживания и инновационного развития.

4. Совершенствование системы регулирования потребительской сферы по критериям качества и безопасности с элементами государственной поддержки инновационных разработок по обеспечению качества продуктов питания.

5. Создание устойчивых элементов добросовестной конкуренции и корпоративной ответственности перед государством и обществом. Создание ассоциации собственников и менеджеров предприятий потребительского рынка, обеспечивающих население экологически чистыми продуктами питания.

6. Обеспечение баланса интересов предпринимателей малого бизнеса, потребительского рынка и потребителей.

7. Повышение качества, культуры обслуживания, изучение иностранных языков на предприятиях потребительского рынка за счет прохождения постоянно действующих курсов повышения квалификации

1. Проникновение на областной рынок контрафактной, низкокачественной продукции, угрожающей жизнеспособности населения.

2. Недобросовестная конкуренция со стороны крупных торговых сетей, присутствующих на областном рынке (поглощение, рейдерство местных торговых сетей и торговых предприятий "шаговой доступности").

3. Низкая доля на продовольственном областном рынке товаров местных производителей.

4. Низкая активность предприятий потребительского рынка во внедрении энергосберегающих технологий, влекущая за собой рост цен.

5. Низкая емкость рынка по бытовому обслуживанию населения региона, слабая конкуренция в отрасли.

6. Высокая текучесть кадров предприятий потребительского рынка, дефицит высококвалифицированного персонала, низкая заработная плата в отрасли


Развитие потребительского рынка Ивановской области связано с наличием ряда рисков, источниками которых являются:


зависимость конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических, социальных условий и факторов. В их число входит сохранение низкой покупательской способности значительной части населения Ивановской области, высокая инфляция, импортная зависимость рынка, особенно непродовольственного;


необходимость соблюдения приоритета федерального законодательства и недостаточность областной нормативной правовой базы. Многие правовые проблемы развития потребительского рынка и услуг Ивановской области из-за пробелов и недостатков в федеральном законодательстве могут явиться препятствием в достижении целей стратегии развития потребительского рынка Ивановской области;


финансовые возможности бюджета Ивановской области;