Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 27.04.2021 N 220-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2024 года"


2.2. Факторы и риски развития


Внешние факторы, оказывающие влияние на развитие Ивановской области, разделены по территориальному признаку на 2 блока:


мезофакторы - положение области в Российской Федерации;


микрофакторы - положение области среди ее непосредственных соседей - регионов центра и севера европейской части России.


Мезофакторы оказывают значимое влияние на социально-экономическое развитие Ивановской области. Одно из крупнейших предприятий области - Ивановская ГРЭС (филиал "Ивановские ПГУ" ОАО "ИНТЕР РАО-Электрогенерация") - работает на газе, поставляемом из Западной Сибири, и угле, поставляемом из Восточной Сибири. Два крупнейших предприятия региона по производству кранов поставляют свою продукцию в ряд регионов Российской Федерации. При этом значительны кооперационные связи с предприятиями, поставляющими комплектующие материалы.


Влияние мезофакторов на социально-экономическое положение области будет возрастать в ближайшие годы.


Микрофакторы оказывают на социально-экономическое развитие Ивановской области самое значительное воздействие. Наибольшее влияние оказывают г. Москва и Московская область, которые обуславливают центростремительные процессы в миграции населения между Ивановской областью и г. Москвой. При этом происходит как переселение на постоянное место жительства (незначительные масштабы), так и временная миграция с целью трудоустройства (маятниковая и вахтовая миграция), которая имеет значительные размеры.


Необходимость сокращения масштабов маятниковой миграции будет стимулировать региональные власти больше внимания уделять росту заработной платы в организациях и на предприятиях области и создавать условия для увеличения числа рабочих мест. В этом случае положение Ивановской области будет иметь положительное влияние на уровень социально-экономического развития региона, в том числе на уровень жизни населения. При этом сам рост доходов населения будет обеспечен, в том числе за счет расширения агломерационного влияния г. Москвы, которое проявится в увеличении объемов инвестиций в различные сферы материального и нематериального производства.


Внутренние факторы. Одним из внутренних "ограничителей роста" можно назвать инфраструктурные ограничения, связанные со старением оборудования в энергетике, необходимостью обновления инженерной инфраструктуры, что в перспективе сужает возможности развития и промышленности, и социальной сферы.


Внутренним фактором также является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона. Нехватка квалифицированных кадров, особенно инженеров и рабочих, в перспективе будет являться значительным "ограничителем роста" производственного и инновационного секторов экономики. Кроме того, фактором, сдерживающим рост человеческого капитала, можно назвать значительное социальное неравенство, низкий уровень доходов, способствующий значительной миграции трудоспособного населения в соседние регионы.


Внутренним сдерживающим фактором является и сокращение численности трудоспособного населения при увеличении населения пенсионного возраста, что является следствием низкого уровня рождаемости при сохранении высокого уровня смертности. Возможные риски усиления воздействия данного фактора могут быть серьезным ограничением роста промышленного производства, сельского хозяйства. В результате будет происходить увеличение налоговой нагрузки на трудоспособное население. Как следствие, встает вопрос привлечения дополнительных трудовых ресурсов из других регионов России и зарубежных стран.


В совокупности на уровне стратегии развития Ивановской области выделяются, в первую очередь, риски, на которые может оказать влияние Правительство Ивановской области посредством организационных, финансовых и контролирующих мероприятий в пределах своих полномочий:


риск замедления экономического развития;


риск недостаточной инвестиционной привлекательности;


риск снижения доходов населения;