В соответствии с оценкой тарифных последствий различных вариантов развития рынка теплоснабжения экономически целесообразно создание совместно с основными ресурсоснабжающими предприятиями отдельной организации - транспортировщика тепловой энергии и воды на условиях объединения сетевого хозяйства и его оборудования (тепловых сетей, ЦТП). Таблица N 19.
Так, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1 ст. 16 к вопросам местного значения городского округа относятся:
"4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;".
Далее, согласно ст. 6 Федеральному закону Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
По ФЗ от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ (О теплоснабжении) Гл. 2 ст. 6.1 к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Учитывая выдержки из приведенных федеральных законов, а также особенности тепловых сетей и теплосетевых сооружений г. Якутска наиболее оптимальным будет решение о создании единой теплосетевой организации с передачей ей функций транспортировки тепла и воды в городе Якутске.
Анализ тарифных последствий по вариантам
преобразования рынка тепловой энергии
Таблица 1.4.3
п/п | Наименование | Тариф при существующей схеме | Тариф | Отклонения |
1 | I вариант - Передача котельных АО "Теплоэнергия" - "Промкомплекс" (транспортировщик тепловой энергии) и "ЯГУ - 1", "ЯГУ - 2" ("перепродавец") в состав ПАО "Якутскэнерго" | |||
ПАО "Якутскэнерго" | 1697,2 | 1790,3 | 105,5% | |
АО "Теплоэнергия" кот. ЯГУ-1, ЯГУ-2 | 2932,2 | 1790,3 | 61,1% | |
АО "Теплоэнергия" кот. Промкомплекс | 2932,2 | 1790,3 | 61,1% | |
Всего с учетом объединения | 2262,2 | 1790,3 | 79,1% | |
АО "Теплоэнергия" остальные котельные | 2932,2 | 3266,0 | 111,4% | |
Всего | 1919,1 | 1961,3 | 102,2% | |
2 | II вариант - Создание теплосетевого предприятия путем объединения сетей ПАО "Якутскэнерго" с продажей тепловой энергии с коллекторов станций ПАО "Якутскэнерго", котельных и сетей АО "Теплоэнергия" и ГУП "ЖКХ РС(Я)" "Аэропорт" | |||
ПАО "Якутскэнерго" | 1 697,2 | 1874,7 | 110,5% | |
АО "Теплоэнергия", в том числе кот. ЯГУ-1, ЯГУ-2, Промкомплекс и др. | 2 932,2 | 1874,7 | 63,9% | |
АО "Теплоэнергия" кот. ГУ "ЭО ЯНЦ СО РАН", Покровский тр. 4 км | 2 262,2 | 1874,7 | 82,9% | |
АО "Теплоэнергия" кот. ГУП РЦПО и МСРИ | 2 153,2 | 1874,7 | 87,1% | |
АО "Теплоэнергия" кот. мкр. Марха | 2 299,6 | 1874,7 | 81,5% | |
ГУП "ЖКХ РС(Я)" кот. Аэропорт" | 2 566,4 | 1874,7 | 73,0% | |
Всего | 1 950,8 | 1874,7 | 96,1% | |
3 | III вариант - Передача котельных АО "Теплоэнергия", ГУП "ЖКХ РС(Я)" "Аэропорт" в состав ПАО "Якутскэнерго" | |||
ПАО "Якутскэнерго" | 1 697,2 | 1990,6 | 117,3% | |
АО "Теплоэнергия", в том числе кот. ЯГУ-1, ЯГУ-2, Промкомплекс и др. | 2 932,2 | 1990,6 | 67,9% | |
АО "Теплоэнергия" кот. ГУ "ЭО ЯНЦ СО РАН", Покровский тр. 4 км | 2 262,2 | 1990,6 | 88,0% | |
АО "Теплоэнергия" кот. ГУП РЦПО и МСРИ | 2 153,2 | 1990,6 | 92,4% | |
АО "Теплоэнергия" кот. мкр. Марха | 2 299,6 | 1990,6 | 86,6% | |
ГУП "ЖКХ РС(Я)" кот. "Аэропорт" | 2 566,4 | 1990,6 | 77,6% | |
Всего | 1 950,8 | 1990,6 | 102,0% | |
4 | IV вариант - Создание независимой Единой теплоснабжающей организации, которая будет покупать тепловую энергию у всех поставщиков города и самостоятельно реализовывать потребителям | |||
ПАО "Якутскэнерго" | 1 697,2 | 1961,1 | 115,5% | |
АО "Теплоэнергия", в том числе кот. ЯГУ-1, ЯГУ-2, Промкомплекс и др. | 2 932,2 | 1961,1 | 66,9% | |
АО "Теплоэнергия" кот. ГУ "ЭО ЯНЦ СО РАН", Покровский тр. 4 км | 2 262,2 | 1961,1 | 86,7% | |
АО "Теплоэнергия" кот. ГУП РЦПО и МСРИ | 2 153,2 | 1961,1 | 91,1% | |
АО "Теплоэнергия" кот. мкр. Марха | 2 299,6 | 1961,1 | 85,3% | |
ГУП "ЖКХ РС(Я)" кот. "Аэропорт" | 2 566,4 | 1961,1 | 76,4% | |
Всего | 1 950,8 | 1961,1 | 100,5% |
Согласно анализу тарифных последствий по 4 вариантам преобразования рынка, проведенному Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия), наиболее подходящим является вариант II "Создания единого теплосетевого предприятия" путем объединения сетей ПАО "Якутскэнерго" с продажей тепловой энергии с коллекторов ПАО "Якутскэнерго", котельных и сетей АО "Теплоэнергия" и котельной "Аэропорт" ГУП РС(Я) "ЖКХ".
Единое теплосетевое предприятие планируется создать в 2020 году. После его создания будет рассмотрен вопрос объединения зон теплоснабжения.