Действующий

О схеме и программе развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на 2022 - 2026 годы



Проблемы топливоснабжения


В силу удаленности, труднодоступности и рассредоточенности децентрализованных потребителей по территории, а также отсутствия транспортной инфраструктуры круглогодичного действия основные проблемы топливоснабжения заключаются в сложности его доставки до потребителей.


В период навигации ресурсы доставляются до опорных пунктов (нефтебазы АО "Саханефтегазсбыт" и др., угольные склады) для хранения до открытия автозимников.


В период функционирования автозимников ресурсы с опорных нефтебаз доставляются автомобильным транспортом до конечных пунктов назначения.


Систематически нестабильная гидрологическая обстановка, связанная с изменениями уровня воды на устьях реки Яна, приводит к возникновению затруднительного положения по доставке грузов до опорных пунктов в период навигации, которая обусловлена нехваткой объемов работ по дноуглублению на труднопроходимых участках реки.


В связи с дефицитом специальной дорожной техники на местах регулярно происходят проблемы по содержанию автодорог, обеспечивающих прохождение большегрузной техники, вследствие чего возникают сложные ситуации по доставке грузов в период автозимника. А также, с возможными неблагоприятными погодными условиями на местах могут значительно сократиться сроки автозимников, что может повлиять на доставку грузов в полном объеме.


Таким образом, учитывая ограниченные сроки функционирования навигации (май - сентябрь), автозимника (январь-март), в случае несвоевременного открытия речной/морской обстановки, открытия проезда по дорогам существуют риски недоставки грузов до пунктов.


Проблемой является и дефицит нефтеналивного флота на р. Яна для доставки нефтепродуктов на участке Усть-Куйга - Батагай, низкие уровни воды на баровых участках арктических рек Яна, Индигирка.


В арктических районах республики проблемы топливоснабжения еще более обостряются из-за суровых климатических особенности и сложной транспортной логистики.


Для минимизации данных рисков необходимо обеспечение своевременного открытия речной/морской обстановки и открытия проезда для грузового транспорта, а также проведение дноуглубительных работ на вышеуказанных реках и модернизация транспортной инфраструктуры.


Вместе с тем, рост стоимости нефтепродуктов и каменного угля, закупаемого для выработки электроэнергии в 2022 г., составляет: по дизельному топливу ориентировочно 25 - 30 процентов и не менее 50 процентов по каменному углю по отношению к цене топливно-энергетических ресурсов, закупленных в навигацию 2021 г.


Следует рассмотреть возможность выделения кредитных ресурсов на льготных условиях для закупки и доставки топливно-энергетических ресурсов, поставляемых для выработки электро- и теплоэнергии.


В связи с ежегодным ростом стоимости нефти и дизельного топлива надлежит рассмотреть перевод на газ объектов энергоснабжения промышленных потребителей Накынского рудного поля АК "АЛРОСА" (ПАО).


В данное время электроснабжение потребителей Накынского рудного поля АК "АЛРОСА" (ПАО) осуществляется от нефтедизельной электростанции Wartsila в п. Накын, работающей на дорогостоящей привозной нефти и дизельном топливе.


Решением данной проблемы может служить перевод объектов тепло- и электроснабжения основной производственной площадки Нюрбинского ГОК на газ Средне-Тюнгского газоконденсатного месторождения (АО СТНГ РС(Я)).