Использование механизмов управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (по направлениям экспертной деятельности)
N п/п | Направление | Субъекты | Процедуры | Содержание экспертной деятельности в рамках РСЭС | Используемый механизм |
На региональном уровне | |||||
1. | Экспертная деятельность в рамках НИКО | Региональные эксперты | НИКО по отдельным учебным предметам | Проверка развернутых ответов в информационной системе Эксперт.ФИС ОКО https://expert-fisoko.obrnadzor.gov.ru | Реестр ВИМП |
2. | Мониторинг объективности проведения МСИ, олимпиад школьников (ВсОШ и ООШ) и НИКО | Региональные эксперты | МСИ, олимпиад и НИКО | Независимое наблюдение за процедурой проведения МСИ, НИКО | Реестр ВИМП, Приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
3. | Экспертная деятельность в рамках ГИА (эксперты ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ) | Региональные эксперты | ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ | Проверка развернутых ответов в соответствии с критериями оценивания, разработанными ФГБНУ ФИПИ | Ведомость учета кандидатов в эксперты предметной комиссии Челябинской области при проведении ГИА. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
4. | Экспертная деятельность в рамках олимпиад школьников (ВсОШ и ООШ) | Региональные эксперты | Всероссийская олимпиада школьников Областная олимпиада школьников | Разработка заданий к муниципальному этапу олимпиад школьников Разработка инструктивно-методических материалов к муниципальному, региональному, областному этапам олимпиад Экспертная оценка работ регионального и областного этапов олимпиад школьников, дополнительная экспертная оценка (в рамках апелляции) | Реестр ВИМП. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
5. | Эксперты в сфере государственной регламентации образовательной деятельности | Претенденты в сфере государственной регламентации образовательной деятельности | Лицензирование образовательной деятельности Лицензионный контроль | Экспертиза соответствия осуществляемых организацией деятельности или действий (бездействия), предоставляемых ими образовательных услуг лицензионным требованиям и соблюдение требований в установленном Федеральным законом N 294-ФЗ порядке | Реестр ВИМП. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
Федеральный государственный надзор в сфере образования | Оценка соответствия осуществляемых юридическими лицами деятельности или действий (бездействия) требованиям законодательства в сфере образования | Реестр ВИМП. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области | |||
Федеральный государственный контроль качества образования | Оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам | Реестр ВИМП. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области | |||
Государственная аккредитация образовательной деятельности | Оценка соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам | Реестр ВИМП. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области | |||
6. | Эксперты (специалисты), привлекаемые к всестороннему анализу профессиональной деятельности педагогических работников | Региональные эксперты | Аттестация педагогических работников | Всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников в рамках процедуры аттестации | Реестр ВИМП. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
7. | Эксперты в рамках профессионально-общественной экспертизы | Региональные эксперты | Региональный конкурс программ развития образовательных организаций и МОУО | Экспертиза соответствия представленных на конкурс программ развития образовательных организаций и МОУО федеральным и региональным требованиям и методологическим подходам | Реестр ВИМП. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
Информационные системы | Экспертная деятельность в части функционирования информационных систем | Реестр ВИМП. База данных Статистические отчеты | |||
Профессионально-общественное обсуждение научно-методических материалов и проектов нормативных документов | Экспертиза научно-методических и нормативных документов | Реестр ВИМП. Анкеты/экспертные листы | |||
8. | Эксперты, привлекаемые к оценке муниципальных механизмов управления качеством образования | Региональные эксперты | Мониторинг оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления | Оценка управленческих механизмов, направленная на выявление методов, процедур и инструментов, обеспечивающих получение данных о состоянии системы образования на муниципальном уровне и реализацию комплекса мер по повышению качества образования в муниципальных образованиях | Реестр ВИМП. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
9. | Эксперты, привлекаемые в рамках оценки предметных и методических компетенций педагогических работников | Региональные эксперты | Процедуры оценки предметных и методических компетенций педагогических работников | Экспертная оценка работ участников в рамках процедур оценки компетенций педагогических работников | Реестр ВИМП. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области |
10. | Эксперты, привлекаемые к деятельности в рамках независимой оценки квалификации | Региональные эксперты | Независимая оценка квалификации педагогов | Оценка соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта | Реестр ВИМП |
11. | Экспертная деятельность в рамках ВПР и РИКО | Муниципальные эксперты | Всероссийские проверочные работы | Проверка ответов по учебным предметам | Реестр ВИМП. Приказ МОУО |
РИКО в форме индивидуального проекта (ИП) | Проверка развернутых ответов | Реестр ВИМП. Приказ МОУО | |||
РИКО в форме комплексной работы (НОО) | Проверка развернутых ответов | Реестр ВИМП. Приказ МОУО | |||
12. | Мониторинг объективности проведения ВПР, РИКО | Муниципальные эксперты | ВПР, РИКО | Независимое наблюдение за процедурой проведения ВПР, РИКО Дополнительная выборочная проверка ВПР | Реестр ВИМП Приказ МОУО |
13. | Эксперты, привлекаемые в рамках мониторинга эффективности деятельности руководителя | Муниципальные эксперты | Мониторинг эффективности деятельности руководителя | Экспертиза уровня эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг на муниципальном уровне | Реестр ВИМП. Приказ МОУО |
Организационной формой управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества выступает Дорожная карта реализации Концепции (обновленной) регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования на период с 2021 по 2024 гг., представленная в приложении 8.1 (не приводится).
Реализация содержания деятельности обновленной Концепции пролонгирована с учетом выполненного пакета мероприятий Дорожной карты предыдущих этапов деятельности регионального сетевого экспертного сообщества.
Так, в период с 2018 по 2019 гг. состоялся формирующий этап, в ходе которого было осуществлено формирование и применение заявленных механизмов управления, были определены направления деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования.
В период с 2020 по 2021 гг. был осуществлен деятельностно результативный этап, в рамках которого была развернута деятельность регионального сетевого экспертного сообщества в региональной системе оценки качества образования по заявленным направлениям экспертной деятельности.
В предстоящий период действия обновленной Концепции РСЭС определены следующие этапы ее реализации, обозначенные в Дорожной карте реализации Концепции (обновленной) регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования на период с 2021 по 2024 гг.:
I этап (2021 - 2023 гг.) - обновление и функционирование РСЭС;
II этап (2024 г.) - оценка и анализ результативности деятельности РСЭС.
В ходе каждого этапа обеспечивается преемственность направлений (организационное, информационное и методическое обеспечение функционирования регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования), а также мероприятий в рамках каждого из направлений. По каждому мероприятию заранее определяются участники, исполнители и соисполнители, сроки, а также ожидаемые результаты.
Результативность функционирования экспертного сообщества в период с 2021 по 2024 гг. заключается в оценке действенности применения описанных выше механизмов, динамике показателей, представленных в следующем разделе Концепции.