Одной из стратегических задач развития системы образования Челябинской области является достижение результатов реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" [3] на региональном уровне, а именно обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников, в том числе и экспертов в сфере оценки качества образования.
Реализация модели управления качеством образования в соответствии с обоснованием региональной политики в сфере оценки качества образования в Челябинской области на всех уровнях (региональном, муниципальном, институциональном) [8] позволяет решать тактическую задачу по использованию механизмов управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества в региональной образовательной системе.
Поддерживать развитие экспертного сообщества и повышать качество подготовки экспертов, составляющих кадровый потенциал системы образования, рекомендовано всем субъектам Российской Федерации в соответствии с целевым ориентиром создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [6].
На региональном уровне значимость роли экспертов по всем направлениям деятельности в сфере оценки качества образования актуализируется в контексте создания и внедрения региональной системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических работников и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области [8].
С 2016 года в Челябинской области накоплен практический опыт создания и использования на региональном уровне эффективных инструментов обеспечения развития региональной системы оценки качества образования, одним из которых является региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования. Наличие опыта подтверждается разработкой на региональном уровне Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (далее - Концепция РСЭС) и выполнением мероприятий Дорожной карты ее реализации на период с 2018 по 2021 гг. [7].
Выполнение мероприятий Дорожной карты реализации Концепции РСЭС (далее - Дорожная карта) позволило актуализировать содержание деятельности регионального сетевого экспертного сообщества, которое сориентировано на использование потенциала экспертов для развития региональной системы оценки качества образования. Формирование и дальнейшее функционирование регионального сетевого экспертного сообщества в рамках реализации мероприятий Дорожной карты в период с 2018 по 2021 гг. основывалось на применении организационных, информационных и методических механизмов управления экспертным сообществом. Оценка результативности функционирования экспертного сообщества в заявленный период показала действенность применения данных механизмов и актуальность деятельности экспертного сообщества в целом.
Так, в ходе применения организационного механизма управления в период с 2018 по 2021 гг. сформирована нормативно-правовая база для обеспечения деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в региональной системе. На основании распорядительных документов Министерства образования и науки Челябинской области регламентирована деятельность регионального сетевого экспертного сообщества (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 N 03/3758), утвержден порядок формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования и работы экспертной площадки профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.06.2019 N 01/2038).
Применение информационного механизма управления позволило в период с 2018 по 2021 гг. осуществить запуск регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования на виртуальной информационной методической площадке и таким образом сформировать базу данных (сетевой ресурс) региональных экспертов (на 2021 год - 3773 эксперта), а также осуществлять обновление и актуализацию реестра и предоставлять возможность привлечения экспертов к различным оценочным процедурам.
В период с 2018 по 2021 гг. в рамках применения методического механизма управления был осуществлен ряд методических мероприятий, а именно:
разработаны и реализованы программы повышения квалификации и программа профессиональной переподготовки "Экспертиза в сфере оценки качества образования" по направлениям экспертной деятельности;
опубликованы научно-прикладные статьи и материалы по актуальным вопросам экспертной деятельности в сфере оценки качества образования в сборниках межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования", в периодическом научно-методическом журнале ГБУ ДПО РЦОКИО "Научно-методическое сопровождение оценки качества образования";
представлены на ВИМП успешные экспертные практики в сфере оценки качества образования в рамках ежегодных региональных мероприятий: Южно-Уральское педагогическое Собрание, съезд руководителей образовательных организаций, презентационный проект "День образовательной агломерации";
созданы условия для проведения профессионально-общественной экспертизы методических материалов, инструментария оценочных процедур, проектов распорядительных документов региональной системы оценки качества образования;
осуществлены профессионально-общественное обсуждение и экспертиза материалов в рамках межмуниципальных проектных групп в составе образовательной агломерации по реализации региональной политики в сфере оценки качества образования.