Требования к региональным экспертам в сфере оценки качества образования
N п/п | Направление экспертной деятельности | Уровень образования | Стаж работы в сфере образования | Специальные/особые требования |
Региональный уровень | ||||
1. | Эксперты в рамках МСИ, ВПР, НИКО, РИКО | |||
1.1. | Эксперты в рамках мониторинга обеспечения объективности МСИ, олимпиад школьников (ВсОШ и ООШ) и НИКО | Среднее профессиональное Высшее профессиональное | Без предъявления требований к стажу | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Наличие сертификата о прохождении дистанционного обучения по подготовке граждан к аккредитации в качестве общественного наблюдателя. 3. Наличие удостоверения общественного наблюдателя. 4. Участие в совещании для специалистов ответственных за подготовку и проведение исследований в общеобразовательных организациях Челябинской области (наличие в списках регистрации) |
1.2. | Эксперты по проверке работ обучающихся в рамках НИКО | Высшее профессиональное | Не менее 3 лет | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Наличие сертификата о прохождении обучения в системе дистанционного обучения "Курситет"/прохождение инструктажа |
2. | Эксперты в рамках ГИА | |||
2.1. | Эксперты ГИА в форме ОГЭ | Высшее профессиональное | Не менее 3 лет | 1. Наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету, определяемые Рособрнадзором. 2. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области |
2.2. | Эксперты ГИА в форме ЕГЭ | Высшее профессиональное | Не менее 3 лет | 1. Наличие опыта оценивания экзаменационных работ: "ведущий эксперт" - не менее 3 лет; "старший эксперт" - не менее 3 лет. 2. Результаты квалификационного испытания: процент заданий, по которым оценки экспертов не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов, для определения статусов экспертов ("ведущий эксперт", "старший эксперт", "основной эксперт") |
3. | Эксперты в рамках олимпиад школьников (ВсОШ и ООШ) | Высшее профессиональное | Не менее 3 лет | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Наличие документа, свидетельствующего о повышении квалификации по направлению экспертной деятельности |
4. | Эксперты в рамках профессионально-общественной экспертизы | |||
4.1. | Эксперты, привлекаемые к экспертизе конкурса программ развития образовательной организации и МОУО | Высшее профессиональное | Не менее 3 лет | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Компетентность в вопросах оценки внутренних и муниципальных систем оценки качества образования. 3. Победители и лауреаты конкурсов систем оценки качества образования. 4. Участники межмуниципальных проектных групп образовательной агломерации Челябинской области. 5. Члены учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области. 6. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области |
4.2. | Эксперты, привлекаемые к мониторингу информационных систем | Высшее профессиональное | Не менее 3 лет | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Наличие документа, свидетельствующего о повышении квалификации по программе "Информационные системы в управлении образовательной организацией". 3. Наличие документа, свидетельствующего о повышении квалификации по программе "Информационные системы в управлении образовательной организацией. Информационная система "Е-услуги. Образование" |
4.3. | Эксперты, привлекаемые к педагогической экспертизе в сфере обеспечения информационной безопасности | Высшее профессиональное в области обеспечения информационной безопасности | Без предъявления требований к стажу | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Дополнительное (необязательное требование): наличие документа, свидетельствующего о повышении квалификации по программе "Обеспечение безопасности информации в образовательной организации" |
5. | Эксперты (специалисты), привлекаемые к всестороннему анализу профессиональной деятельности педагогических работников | Высшее профессиональное | Не менее 3 лет | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Наличие документа, свидетельствующего о повышении квалификации по направлению экспертной деятельности |
6. | Эксперты, привлекаемые в рамках мониторинга оценки муниципальных механизмов управления качеством образования | Высшее профессиональное | Не менее 2 лет | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Опыт аналитической работы. 3. Наличие документа, свидетельствующего о повышении квалификации по направлению экспертной деятельности |
7. | Эксперты, привлекаемые в рамках оценки предметных и методических компетенций педагогических работников | Высшее профессиональное | Не менее 3 лет | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Наличие документа, свидетельствующего о повышении квалификации по направлению экспертной деятельности |
8. | Эксперты, привлекаемые к деятельности в рамках независимой оценки квалификаций | Высшее профессиональное | Не менее 3 лет | 1. Наличие документа, подтверждающего прохождение специализированной подготовки СПК. 2. Соответствие требованиям, определенным в оценочных средствах для проведения независимой оценки квалификации, в случае участия в работе экспертных комиссий Центров оценки квалификаций |
Муниципальный уровень | ||||
1. | Эксперты в рамках мониторинга обеспечения объективности ВПР, РИКО | Среднее профессиональное Высшее профессиональное | Без предъявления требований к стажу | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Утверждение приказом МОУО. 3. Участие в совещании для специалистов, ответственных за подготовку и проведение исследований в общеобразовательных организациях Челябинской области (наличие в списках регистрации) |
2. | Эксперты по проверке работ обучающихся в рамках ВПР, РИКО-4 и РИКО-7 | Высшее профессиональное | Не менее 3 лет | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Утверждение приказом МОУО. 3. Наличие документа, подтверждающего обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Экспертная деятельность в сфере оценки качества образования"/иной программе в сфере экспертной деятельности |
3. | Эксперты, привлекаемые в рамках мониторинга эффективности деятельности руководителя | Высшее профессиональное | Без предъявления требований к стажу | 1. Утверждение приказом Министерства образования и науки Челябинской области на основании результатов оценочной процедуры, направленной на диагностику уровня профессионального мастерства и квалификаций экспертов в сфере оценки качества образования, организованной и проведенной ОГБУ ЧЦОМПКП. 2. Утверждение приказом МОУО. 3. Опыт аналитической работы. 4. Наличие документа, свидетельствующего о повышении квалификации по направлению экспертной деятельности |
Функционирование регионального сетевого экспертного сообщества осуществляется на технологической платформе виртуальной информационно-методической площадки (ВИМП) посредством размещения востребованной информации по направлениям профессионально-общественной экспертизы, а также организации взаимных коммуникаций членов экспертного сообщества (участников реестра). Такое взаимодействие отражает не только активность индивидуальных субъектов сетевого сообщества, но и является источником коллегиальной деятельности всего сообщества.
Условия использования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования руководителями и специалистами Министерства образования и науки Челябинской области; руководителями и специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и муниципальных методических служб; руководящими работниками образовательных организаций Челябинской области; руководителями (представителями) образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования; организаций, обеспечивающих оценку качества образования; иными заинтересованными представителями систем образования субъектов Российской Федерации подробно описаны в Порядке формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования (приложение 8.3 - не приводится).
Обозначенные условия и ресурсы воплощаются применением механизмов управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования, представленных далее в Концепции.