МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 1 декабря 2021 года N 01/3050


Об утверждении Концепции (обновленной) регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (Челябинская область) и Дорожной карты ее реализации



В соответствии с планом работы Министерства образования и науки Челябинской области на 2021 год, с целью осуществления региональной политики в сфере оценки качества образования на основе механизмов управления качеством образования


ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить прилагаемые:


Концепцию (обновленную) регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (Челябинская область) (далее - Концепция);


Дорожную карту реализации Концепции на период 2021 - 2024 годов.


2. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.) и областному государственному бюджетному учреждению "Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов" (Боровых И.С.) обеспечить:


условия внедрения и применения Концепции на период 2021 - 2024 годов;


реализацию мероприятий Дорожной карты Концепции на период 2021 - 2024 годов.


3. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя Министра Коузову Е.А.



Министр
образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ



Утверждена
приказом
Министерства
образования и науки
Челябинской области
от 1 декабря 2021 г. N 01/3050



Концепция (обновленная) регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (Челябинская область)



Список аббревиатур и сокращений

ВИМП

Виртуальная информационно-методическая площадка на базе официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО

ВПР

Всероссийские проверочные работы

ВсОШ

Всероссийская олимпиада школьников

ГБУ ДПО РЦОКИО

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования"

ГВЭ

Государственный выпускной экзамен

ГИА

Государственная итоговая аттестация

ЕГЭ

Единый государственный экзамен

КИМ

Контрольные измерительные материалы

МОУО

Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования

МСИ

Международные сопоставительные (сравнительные) исследования качества образования

НИКО

Национальные исследования качества образования

ОГБУ

Областное государственное бюджетное учреждение

ЧЦОМПКП

"Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов"

ОГЭ

Основной государственный экзамен

ОО

Образовательная организация

ООШ

Областная олимпиада школьников

Реестр

Региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования

РИКО

Региональные исследования качества образования

РСОКО

Региональная система оценки качества образования

РСЭС

Региональное сетевое экспертное сообщество

ФГБНУ ФИПИ

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений"



1. Актуальность обновления Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (Челябинская область)


Одной из стратегических задач развития системы образования Челябинской области является достижение результатов реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" [3] на региональном уровне, а именно обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников, в том числе и экспертов в сфере оценки качества образования.


Реализация модели управления качеством образования в соответствии с обоснованием региональной политики в сфере оценки качества образования в Челябинской области на всех уровнях (региональном, муниципальном, институциональном) [8] позволяет решать тактическую задачу по использованию механизмов управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества в региональной образовательной системе.


Поддерживать развитие экспертного сообщества и повышать качество подготовки экспертов, составляющих кадровый потенциал системы образования, рекомендовано всем субъектам Российской Федерации в соответствии с целевым ориентиром создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [6].


На региональном уровне значимость роли экспертов по всем направлениям деятельности в сфере оценки качества образования актуализируется в контексте создания и внедрения региональной системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических работников и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области [8].


С 2016 года в Челябинской области накоплен практический опыт создания и использования на региональном уровне эффективных инструментов обеспечения развития региональной системы оценки качества образования, одним из которых является региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования. Наличие опыта подтверждается разработкой на региональном уровне Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (далее - Концепция РСЭС) и выполнением мероприятий Дорожной карты ее реализации на период с 2018 по 2021 гг. [7].


Выполнение мероприятий Дорожной карты реализации Концепции РСЭС (далее - Дорожная карта) позволило актуализировать содержание деятельности регионального сетевого экспертного сообщества, которое сориентировано на использование потенциала экспертов для развития региональной системы оценки качества образования. Формирование и дальнейшее функционирование регионального сетевого экспертного сообщества в рамках реализации мероприятий Дорожной карты в период с 2018 по 2021 гг. основывалось на применении организационных, информационных и методических механизмов управления экспертным сообществом. Оценка результативности функционирования экспертного сообщества в заявленный период показала действенность применения данных механизмов и актуальность деятельности экспертного сообщества в целом.


Так, в ходе применения организационного механизма управления в период с 2018 по 2021 гг. сформирована нормативно-правовая база для обеспечения деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в региональной системе. На основании распорядительных документов Министерства образования и науки Челябинской области регламентирована деятельность регионального сетевого экспертного сообщества (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 N 03/3758), утвержден порядок формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования и работы экспертной площадки профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.06.2019 N 01/2038).


Применение информационного механизма управления позволило в период с 2018 по 2021 гг. осуществить запуск регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования на виртуальной информационной методической площадке и таким образом сформировать базу данных (сетевой ресурс) региональных экспертов (на 2021 год - 3773 эксперта), а также осуществлять обновление и актуализацию реестра и предоставлять возможность привлечения экспертов к различным оценочным процедурам.


В период с 2018 по 2021 гг. в рамках применения методического механизма управления был осуществлен ряд методических мероприятий, а именно:


разработаны и реализованы программы повышения квалификации и программа профессиональной переподготовки "Экспертиза в сфере оценки качества образования" по направлениям экспертной деятельности;


опубликованы научно-прикладные статьи и материалы по актуальным вопросам экспертной деятельности в сфере оценки качества образования в сборниках межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования", в периодическом научно-методическом журнале ГБУ ДПО РЦОКИО "Научно-методическое сопровождение оценки качества образования";


представлены на ВИМП успешные экспертные практики в сфере оценки качества образования в рамках ежегодных региональных мероприятий: Южно-Уральское педагогическое Собрание, съезд руководителей образовательных организаций, презентационный проект "День образовательной агломерации";


созданы условия для проведения профессионально-общественной экспертизы методических материалов, инструментария оценочных процедур, проектов распорядительных документов региональной системы оценки качества образования;


осуществлены профессионально-общественное обсуждение и экспертиза материалов в рамках межмуниципальных проектных групп в составе образовательной агломерации по реализации региональной политики в сфере оценки качества образования.


Представленные результаты показали, с одной стороны, успешность деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в указанный период, но, с другой стороны, обозначили необходимость обновления действующей Концепции регионального сетевого экспертного сообщества.


Актуальность обновления Концепции объясняется развитием и обновлением самого сообщества. Непрерывное совершенствование и развитие единой системы оценки качества образования, а на ее основе и региональной системы, предполагает необходимость дальнейшего развития инновационных региональных инструментов управления качеством образования, которым продолжает выступать деятельность регионального сетевого экспертного сообщества.


Обновление действующей Концепции регионального сетевого экспертного сообщества обусловлено рядом причин:


продолжается прирост оценочных процедур в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что требует привлечения к их проведению большего количества квалифицированных экспертов;


актуализируются задачи по формированию единой региональной базы данных экспертов в сфере оценки качества образования, координации деятельности специалистов системы образования, привлекаемых к экспертному оцениванию и управлению этой деятельностью, применению технологий эффективного сетевого управления потенциалом регионального профессионального педагогического сообщества в обеспечении оценки качества образования;


обновляются и повышаются требования к профессиональной компетентности экспертов, привлекаемых к федеральным, региональным и муниципальным процедурам оценки качества образования.


Таким образом, актуальность обновления Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования обусловлена несколькими факторами:


нацеленностью региональной системы образования на достижение результатов и показателей федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";


совершенствованием и развитием на региональном, муниципальном и институциональном уровнях системы управления качеством образования;


созданием и внедрением единой федеральной и региональной систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;


актуализацией и функционированием региональной системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»