В соответствии с планом работы Министерства образования и науки Челябинской области на 2021 год, с целью осуществления региональной политики в сфере оценки качества образования на основе механизмов управления качеством образования
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию (обновленную) регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (Челябинская область) (далее - Концепция);
Дорожную карту реализации Концепции на период 2021 - 2024 годов.
2. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.) и областному государственному бюджетному учреждению "Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов" (Боровых И.С.) обеспечить:
условия внедрения и применения Концепции на период 2021 - 2024 годов;
реализацию мероприятий Дорожной карты Концепции на период 2021 - 2024 годов.
3. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя Министра Коузову Е.А.
Министр
образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ
Концепция (обновленная) регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (Челябинская область)
ВИМП | Виртуальная информационно-методическая площадка на базе официального сайта ГБУ ДПО РЦОКИО |
ВПР | Всероссийские проверочные работы |
ВсОШ | Всероссийская олимпиада школьников |
ГБУ ДПО РЦОКИО | Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" |
ГВЭ | Государственный выпускной экзамен |
ГИА | Государственная итоговая аттестация |
ЕГЭ | Единый государственный экзамен |
КИМ | Контрольные измерительные материалы |
МОУО | Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования |
МСИ | Международные сопоставительные (сравнительные) исследования качества образования |
НИКО | Национальные исследования качества образования |
ОГБУ | Областное государственное бюджетное учреждение |
ЧЦОМПКП | "Челябинский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов" |
ОГЭ | Основной государственный экзамен |
ОО | Образовательная организация |
ООШ | Областная олимпиада школьников |
Реестр | Региональный реестр экспертов в сфере оценки качества образования |
РИКО | Региональные исследования качества образования |
РСОКО | Региональная система оценки качества образования |
РСЭС | Региональное сетевое экспертное сообщество |
ФГБНУ ФИПИ | Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений" |
Одной из стратегических задач развития системы образования Челябинской области является достижение результатов реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" [3] на региональном уровне, а именно обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников, в том числе и экспертов в сфере оценки качества образования.
Реализация модели управления качеством образования в соответствии с обоснованием региональной политики в сфере оценки качества образования в Челябинской области на всех уровнях (региональном, муниципальном, институциональном) [8] позволяет решать тактическую задачу по использованию механизмов управления деятельностью регионального сетевого экспертного сообщества в региональной образовательной системе.
Поддерживать развитие экспертного сообщества и повышать качество подготовки экспертов, составляющих кадровый потенциал системы образования, рекомендовано всем субъектам Российской Федерации в соответствии с целевым ориентиром создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров [6].
На региональном уровне значимость роли экспертов по всем направлениям деятельности в сфере оценки качества образования актуализируется в контексте создания и внедрения региональной системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических работников и руководящих работников образовательных организаций Челябинской области [8].
С 2016 года в Челябинской области накоплен практический опыт создания и использования на региональном уровне эффективных инструментов обеспечения развития региональной системы оценки качества образования, одним из которых является региональное сетевое экспертное сообщество в сфере оценки качества образования. Наличие опыта подтверждается разработкой на региональном уровне Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (далее - Концепция РСЭС) и выполнением мероприятий Дорожной карты ее реализации на период с 2018 по 2021 гг. [7].
Выполнение мероприятий Дорожной карты реализации Концепции РСЭС (далее - Дорожная карта) позволило актуализировать содержание деятельности регионального сетевого экспертного сообщества, которое сориентировано на использование потенциала экспертов для развития региональной системы оценки качества образования. Формирование и дальнейшее функционирование регионального сетевого экспертного сообщества в рамках реализации мероприятий Дорожной карты в период с 2018 по 2021 гг. основывалось на применении организационных, информационных и методических механизмов управления экспертным сообществом. Оценка результативности функционирования экспертного сообщества в заявленный период показала действенность применения данных механизмов и актуальность деятельности экспертного сообщества в целом.
Так, в ходе применения организационного механизма управления в период с 2018 по 2021 гг. сформирована нормативно-правовая база для обеспечения деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в региональной системе. На основании распорядительных документов Министерства образования и науки Челябинской области регламентирована деятельность регионального сетевого экспертного сообщества (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24.12.2018 N 03/3758), утвержден порядок формирования и функционирования регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования и работы экспертной площадки профессионально-общественного обсуждения и профессионально-общественной экспертизы (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.06.2019 N 01/2038).
Применение информационного механизма управления позволило в период с 2018 по 2021 гг. осуществить запуск регионального реестра экспертов в сфере оценки качества образования на виртуальной информационной методической площадке и таким образом сформировать базу данных (сетевой ресурс) региональных экспертов (на 2021 год - 3773 эксперта), а также осуществлять обновление и актуализацию реестра и предоставлять возможность привлечения экспертов к различным оценочным процедурам.
В период с 2018 по 2021 гг. в рамках применения методического механизма управления был осуществлен ряд методических мероприятий, а именно:
разработаны и реализованы программы повышения квалификации и программа профессиональной переподготовки "Экспертиза в сфере оценки качества образования" по направлениям экспертной деятельности;
опубликованы научно-прикладные статьи и материалы по актуальным вопросам экспертной деятельности в сфере оценки качества образования в сборниках межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования", в периодическом научно-методическом журнале ГБУ ДПО РЦОКИО "Научно-методическое сопровождение оценки качества образования";
представлены на ВИМП успешные экспертные практики в сфере оценки качества образования в рамках ежегодных региональных мероприятий: Южно-Уральское педагогическое Собрание, съезд руководителей образовательных организаций, презентационный проект "День образовательной агломерации";
созданы условия для проведения профессионально-общественной экспертизы методических материалов, инструментария оценочных процедур, проектов распорядительных документов региональной системы оценки качества образования;
осуществлены профессионально-общественное обсуждение и экспертиза материалов в рамках межмуниципальных проектных групп в составе образовательной агломерации по реализации региональной политики в сфере оценки качества образования.
Представленные результаты показали, с одной стороны, успешность деятельности регионального сетевого экспертного сообщества в указанный период, но, с другой стороны, обозначили необходимость обновления действующей Концепции регионального сетевого экспертного сообщества.
Актуальность обновления Концепции объясняется развитием и обновлением самого сообщества. Непрерывное совершенствование и развитие единой системы оценки качества образования, а на ее основе и региональной системы, предполагает необходимость дальнейшего развития инновационных региональных инструментов управления качеством образования, которым продолжает выступать деятельность регионального сетевого экспертного сообщества.
Обновление действующей Концепции регионального сетевого экспертного сообщества обусловлено рядом причин:
продолжается прирост оценочных процедур в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что требует привлечения к их проведению большего количества квалифицированных экспертов;
актуализируются задачи по формированию единой региональной базы данных экспертов в сфере оценки качества образования, координации деятельности специалистов системы образования, привлекаемых к экспертному оцениванию и управлению этой деятельностью, применению технологий эффективного сетевого управления потенциалом регионального профессионального педагогического сообщества в обеспечении оценки качества образования;
обновляются и повышаются требования к профессиональной компетентности экспертов, привлекаемых к федеральным, региональным и муниципальным процедурам оценки качества образования.
Таким образом, актуальность обновления Концепции регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования обусловлена несколькими факторами:
нацеленностью региональной системы образования на достижение результатов и показателей федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование";
совершенствованием и развитием на региональном, муниципальном и институциональном уровнях системы управления качеством образования;
созданием и внедрением единой федеральной и региональной систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
актуализацией и функционированием региональной системы обеспечения и сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций;