Соблюдение прав обучающихся с особыми образовательными потребностями на доступное качественное образование - одно из актуальных направлений деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, общественных организаций, содействующих защите прав и интересов людей с инвалидностью и людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ).
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Статьей 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
В федеральных государственных образовательных стандартах отражены требования к условиям реализации адаптированных образовательных программ для всех категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для обучающихся с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Необходимым условием реализации инклюзивного образования является создание следующих специальных условий:
наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и технологиями работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;
создание доступной инфраструктуры.
Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия создаются условия для обеспечения комплексной реабилитации и абилитации, которые охватывают медицинский, социальный аспекты, вопросы образования, учитывая потребности обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
На территории Республики Коми созданы условия для получения инклюзивного образования в системе общего, дополнительного, профессионального образования.
В дошкольных образовательных организациях в Республике Коми сформирована система ранней помощи, ориентированная на обеспечение доступности дошкольного образования для детей с инвалидностью, детей с ОВЗ.
В перечень предоставляемых услуг ранней помощи детям дошкольного возраста включается логопедическая, психологическая, дефектологическая, диагностическая, консультационная, методическая и педагогическая помощь.