ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2022 года N 209


Об утверждении Региональной программы по развитию инклюзивного общего, профессионального, дополнительного образования, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2024 годы



Правительство Республики Коми постановляет:


1. Утвердить Региональную программу по развитию инклюзивного общего, профессионального, дополнительного образования, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2024 годы согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр экономического развития
и промышленности
Республики Коми
Э.АХМЕЕВА



Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 25 апреля 2022 г. N 209
     (приложение)



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБЩЕГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СОЗДАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА 2022 - 2024 ГОДЫ



ПАСПОРТ
 Региональной программы по развитию инклюзивного общего, профессионального, дополнительного образования, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2024 годы (далее - Программа)

Наименование Программы

Региональная программа по развитию инклюзивного общего, профессионального, дополнительного образования, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2024 годы

Основания разработки Программы

Поручение Главы Республики Коми по итогам заседания Совета по делам инвалидов при Главе Республики Коми от 27 мая 2021 года;

Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой 22 декабря 2021 г. N 14068п-П8

Ответственный исполнитель Программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Соисполнители Программы

Министерство здравоохранения Республики Коми;

Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми;

Министерство физической культуры и спорта Республики Коми

Участники Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми;

общественные организации Республики Коми, содействующие защите прав и интересов людей с инвалидностью и людей с ограниченными возможностями здоровья (по согласованию);

органы местного самоуправления в Республике Коми (по согласованию);

образовательные организации Республики Коми (по согласованию);

государственные образовательные организации, подведомственные Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (по согласованию);

государственные учреждения здравоохранения, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Коми;

государственные учреждения культуры, подведомственные Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми (по согласованию);

государственные учреждения, подведомственные Министерству физической культуры и спорта Республики Коми (по согласованию)

Цель Программы

создание условий для получения качественного образования обучающимися с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья

Задачи Программы:

1) совершенствование нормативного правового обеспечения инклюзивных форм получения образования обучающимися с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья с учетом региональных особенностей;

2) обеспечение условий для реализации равных прав обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования на всех его уровнях, во всех типах образовательных организаций на территории Республики Коми;

3) подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров по вопросам инклюзивного образования;

4) мониторинг и контроль исполнения законодательства в сфере образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1) доля обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в системе общего образования;

2) доля обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в организациях дополнительного образования;

3) доля обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в организациях среднего профессионального образования;

4) доля консультационных пунктов, направленных на оказание психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет;

5) доля обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, охваченных психолого-педагогическим сопровождением в образовательных организациях согласно заключениям ПМПК;

6) доля педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

7) доля педагогических работников, повысивших свою квалификацию по вопросам инклюзивного образования, по отношению к числу педагогических работников, осуществляющих инклюзивное образование

Сроки реализации Программы

2022 - 2024 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы в 2022 - 2024 годах составит 487836,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 год - 55924,51 тыс. рублей;

2023 год - 214028,11 тыс. рублей;

2024 год - 217883,88 тыс. рублей.

Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Объем средств федерального бюджета составляет 30055,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 год - 22824,60 тыс. рублей;

2023 год - 1994,90 тыс. рублей;

2024 год - 5235,90 тыс. рублей;

объем средств республиканского бюджета Республики Коми составляет 448531,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2022 год - 23934,41 тыс. рублей;

2023 год - 211993,31 тыс. рублей;

2024 год - 212603,78 тыс. рублей.

объем средств бюджетов муниципальных образований Республики Коми составляет 141,6 тыс. рублей, из них:

в 2022 году - 57,50 тыс. рублей;

в 2023 году - 39,90 тыс. рублей;

в 2024 году - 44,20 тыс. рублей.

Объем средств из внебюджетных источников составляет 9108,00 тыс. рублей, из них:

в 2022 году - 9108,00 тыс. рублей;

в 2023 году - 0,00 тыс. рублей;

в 2024 году - 0,00 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

реализация Программы позволит обеспечить к 2024 году:

1) увеличение доли обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в системе общего образования, до 22%;

2) увеличение доли обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в организациях дополнительного образования, до 40%;

3) увеличение доли обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в организациях среднего профессионального образования, до 12%;

4) увеличение доли консультационных пунктов, направленных на оказание психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, до 36%;

5) увеличение доли обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, охваченных психолого-педагогическим сопровождением в образовательных организациях согласно заключениям ПМПК, до 73%;

6) увеличение доли педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, до 31%;

7) увеличение доли педагогических работников, повысивших свою квалификацию по вопросам инклюзивного образования, по отношению к числу педагогических работников, осуществляющих инклюзивное образование, до 74%

Управление Программой

координацию деятельности исполнителей Программы, мониторинг хода реализации Программы осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми



1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Соблюдение прав обучающихся с особыми образовательными потребностями на доступное качественное образование - одно из актуальных направлений деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, общественных организаций, содействующих защите прав и интересов людей с инвалидностью и людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ).


Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.


Статьей 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.


В федеральных государственных образовательных стандартах отражены требования к условиям реализации адаптированных образовательных программ для всех категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями.


Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для обучающихся с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.


Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.


Необходимым условием реализации инклюзивного образования является создание следующих специальных условий:


наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и технологиями работы с детьми с особыми образовательными потребностями;


комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;


создание доступной инфраструктуры.


Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия создаются условия для обеспечения комплексной реабилитации и абилитации, которые охватывают медицинский, социальный аспекты, вопросы образования, учитывая потребности обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.


На территории Республики Коми созданы условия для получения инклюзивного образования в системе общего, дополнительного, профессионального образования.


В дошкольных образовательных организациях в Республике Коми сформирована система ранней помощи, ориентированная на обеспечение доступности дошкольного образования для детей с инвалидностью, детей с ОВЗ.


В перечень предоставляемых услуг ранней помощи детям дошкольного возраста включается логопедическая, психологическая, дефектологическая, диагностическая, консультационная, методическая и педагогическая помощь.


В 2021 - 2022 учебном году 78 организаций системы образования - служб ранней помощи с участием более 200 специалистов оказывают услуги по выявлению детей, потенциально нуждающихся в ранней помощи.


Кроме того, в рамках реализации мероприятия по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Республике Коми функционирует 3 консультационных центра на базе:


государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Коми республиканский институт развития образования" (далее - ГОУДПО "КРИРО");


государственного учреждения Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи";


муниципального учреждения дополнительного образования "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" г. Сыктывкара.


Ежегодно консультационными центрами оказывается более 30,0 тыс. услуг родителям (законным представителям) детей.


При поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми с 2019 года на территориях 2-х муниципальных образований городских округов "Сыктывкар", "Ухта" созданы и функционируют 6 социально ориентированных некоммерческих организаций ("Сыктывкар" - 3, "Ухта" - 3), деятельность которых направлена на оказание помощи семье и детям, в том числе по вопросам инклюзивного образования.


Важная роль в определении индивидуального образовательного маршрута детей с особыми образовательными потребностями, создании специальных образовательных условий принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (далее - ПМПК), основная цель деятельности которых - своевременное обследование и выявление у детей нарушений физического, интеллектуального, эмоционального развития для оказания адресной коррекционной помощи.


На территории республики функционируют 19 ПМПК (1 центральная и 18 территориальных), которые ежегодно обследуют более 3 тыс. детей.


За 2020 год ПМПК Республики Коми обследовано 3021 человек. Из общего количества обследованных на ПМПК:


лица с ОВЗ - 2417 человек (80%);


лица с инвалидностью - 604 человека (20%).


В целях совершенствования деятельности служб психолого-педагогической и социальной помощи, создания оптимальных условий обучения, развития, адаптации и социализации обучающихся (воспитанников) посредством психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях Республики Коми разработан порядок взаимодействия ПМПК и школьных психолого-педагогических консилиумов (утвержден приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 20 августа 2021 г. N 461-п).


В целях исполнения мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА) в части оказания психолого-педагогической реабилитации и абилитации, общего и профессионального образования организовано эффективное межведомственное взаимодействие Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, государственного учреждения Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", образовательных организаций с федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, осуществляющим медико-социальную экспертизу граждан.


В целях комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра на базе государственного учреждения Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" функционирует с 2017 года Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (далее - РРЦ).


За 2020 год для родителей (законных представителей) обучающихся проведено 892 консультации по вопросам обучения, воспитания и развития детей, комплексной диагностики ребенка с РАС, по направлениям работы РРЦ, получения консультаций узких специалистов и т.п. Диагностические, коррекционно-развивающие занятия посетили 26 детей с РАС в возрасте от 2 до 11 лет, проведено 981 коррекционно-развивающее занятие.


В 2021 - 2022 учебном году численность воспитанников дошкольных образовательных организаций с инвалидностью, с ОВЗ составила 2147 человек, в том числе 522 человека с инвалидностью. Численность обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в общеобразовательных организациях в Республике Коми составила 3418 человек, в том числе с инвалидностью 1854 человека.


В муниципальных общеобразовательных организациях на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020 - 2021 учебном году получают образование 1563 обучающихся с ОВЗ, еще 165 обучающихся получают образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Инклюзивно получают образование 890 обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, в том числе 281 обучающийся с ОВЗ и 674 обучающихся с инвалидностью, что на 12,7% обучающихся с ОВЗ и 8,3% обучающихся с инвалидностью соответственно больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.


Индивидуальное обучение детей с инвалидностью с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется на базе Центра дистанционного обучения государственного образовательного учреждения Республики Коми "Республиканский центр образования" (далее - ЦДО). Модель дистанционного обучения детей с инвалидностью в формате онлайн взаимодействия "педагог - учащийся" разработана и эффективно работает в республике более 10 лет.


Компьютерная техника и оборудование для дистанционного обучения позволяют детям с инвалидностью заниматься не только учебной деятельностью, но и принимать активное участие во внеурочной деятельности. В ЦДО ежегодно обучаются до 100 детей с инвалидностью.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»