Действующий

Об утверждении Концепции комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра в Пермском крае до 2024 года



II. Термины и определения, используемые в настоящей Концепции


2.1. Абилитация - система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.


2.2. Автономный класс для детей с РАС - это отдельный класс для обучающихся с РАС - форма обучения на базе общеобразовательных учреждений, при которой обучающиеся с РАС зачисляются в отдельный класс и обучаются по специальной адаптированной программе, при этом они могут принимать участие в учебном процессе по мере своих возможностей. Учащиеся автономных классов для детей с РАС участвуют в разных видах инклюзии вне обучения в классе (например, в столовой, на переменах, праздниках).


2.3. Ассистент - технический помощник, оказывающий лицу с ОВЗ, в том числе лицу с РАС, физическую помощь при перемещении в образовательном пространстве, содействует реализации навыков самообслуживания в столовой, раздевалке, санитарной комнате, в подготовке и уборке рабочего места, а также в выстраивании коммуникации с окружающими, в том числе с помощью альтернативной коммуникации.


2.4. Группа комбинированной направленности - форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ОВЗ (РАС) в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Дети с ОВЗ (РАС) получают дошкольное образование по адаптированной программе с учетом особенностей их психофизического развития.


2.5. Группа компенсирующей направленности - форма организации дошкольного образования только для детей с ОВЗ (РАС), при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.


2.6. Доступная среда - обеспечение равного доступа лиц с инвалидностью, в том числе с РАС, к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.


2.7. Комплексное сопровождение - содействие при получении лицами с РАС социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также комплекс мероприятий, проводимый с родителями (законными представителями) лиц с РАС, направленный на социальную интеграцию в общество и повышение ресурсности данных семей.


2.8. Ментальные нарушения - психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.


2.9. Отдельный класс, группа - форма обучения для обучающихся с ОВЗ (РАС), где образовательный процесс по адаптированной основной общеобразовательной программе может быть организован как совместно с другими обучающимися на базе общеобразовательной школы, в рамках которой обучаются дети с ОВЗ (РАС), так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


2.10. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей).


2.11. Расстройства аутистического спектра (РАС) - расстройства, возникающие в детском возрасте вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.


2.12. Реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.


2.13. Ресурсная группа для детей с РАС - инновационная модель специальных образовательных условий на основе метода прикладного анализа поведения, позволяющих реализовать законное право детей с РАС на образование в дошкольном образовательном учреждении в среде типично развивающихся сверстников.


2.14. Ресурсный класс для детей с РАС - это специальная образовательная модель на основе метода прикладного анализа поведения, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с РАС. Ресурсный класс для детей с РАС обеспечивает право на образование детей с РАС и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями. Это форма обучения на базе общеобразовательных учреждений, при которой обучающиеся с РАС зачисляются в регулярные (общеобразовательные) классы, в зависимости от потребностей обучающиеся получают персонализированную помощь в ресурсной зоне для максимального продвижения от индивидуальных занятий к занятиям в регулярных классах.