Первая Всероссийская перепись населения, проведенная 28 января 1897 года, зафиксировала в городе Москве и ее пригородах 1 млн. 426 тыс. человек. Рост численности москвичей во многом происходил за счет миграционного притока. Материалы переписи 1912 года показали, что около 85% жителей родились вне города Москвы. Согласно данным переписи населения 2002 года в городе Москве проживают представители более 160 национальностей. Общее количество проживающих составляет 10,4 млн. человек. Население города Москвы за XX век выросло в 10 раз, а площадь городской территории с 60-х годов увеличилась лишь на 10%. Жители города Москвы, относящие себя к русской национальности составляют 84,7% Не менее трети жителей города Москвы рождены от браков, в которых муж и жена относят себя к разным национальностям. В течение многих поколений сформировалась интегрированная общность на основе урбанистической и русскоязычной культуры - "москвичи".
Под влиянием массовых и быстрых миграционных потоков, начавшихся в 90-е годы, произошли существенные изменения в этническом и социальном составе города Москвы. Во многом именно чрезвычайно высокие темпы прироста в короткие отрезки времени отдельных категорий мигрантов способствовали распространению ксенофобии и мигрантофобии, которые отразились на негативном восприятии представителей соответствующих этнических групп постоянным населением Москвы. Однако непосредственно этнический фактор, как таковой, не имеет определяющего влияния на состояние социальной стабильности городского сообщества, а придает иное звучание социальным проблемам.
Среди приезжих выделяются временные трудовые мигранты, нацеленные, прежде всего, на заработки, и те, которые ориентированы на постоянное жительство в Москве. Данные категории практикуют разные стратегии адаптации к жизни в столичном мегаполисе. Большинство участников современных миграционных потоков привыкли ориентироваться на традиционную жесткую систему правил и норм, а в силу естественного стремления к объединению по признакам этнической принадлежности предпочитают компактное проживание. В свою очередь, специфика современной московской культуры не воспринимается ими как устойчивая и определенная культурная целостность. В результате внутри городского сообщества наметились тенденции к воссозданию привычной этнокультурной среды, определенной субкультуры, которая затем может воспроизводиться в следующем поколении и являться основой для разрастания барьеров во взаимопонимании.
Несмотря на то, что этнические и миграционные процессы представляют собой, по сути, два разных феномена, в сознании москвичей они предстают в виде единого целого, а призывы борьбы с нелегальной миграцией зачастую имеют именно межэтнический контекст. Однако подавляющая часть жителей Москвы русской национальности не имеет националистических убеждений, а возросшая в последнее время значимость своей этнической принадлежности является реакцией на резкое изменение привычного этнокультурного фона городской среды, опасением утраты культурных границ и понижения статуса. Кроме того, особенность негативных установок у части городского сообщества не в тотальном отвержении других народов, а в избирательном негативном отношении к определенным этническим группам, что свидетельствует не о низкой толерантности вообще, а о негативном образе отдельных национальностей, в основном, сформированном информационной средой.
Подавляющая часть москвичей в той или иной мере отрицательно относятся к радикальным националистическим объединениям. Вместе с тем негативные тенденции в общественном сознании могут получить развитие в связи с продолжающимся процессом социального расслоения, пробелами миграционной политики, а также использованием этнополитического фактора экстремистскими и безответственными политическими силами. Ультраправые группы активно используют тактики эскалации напряженности, в том числе с использованием средств массовой коммуникации, развивая сетевые структуры, в том числе в сети Интернет. Показательным примером воздействия информационной среды на массовое сознание является то, что большинство москвичей, принимавших участие в социологических опросах, считают, что межэтнические отношения в городе Москве в той или иной мере напряженные. Но лишь малая часть из них непосредственно сталкивались с ситуациями, которые были охарактеризованы ими как противоречия на почве межэтнических отношений.
В свою очередь, представители этнических групп, проживающие в городе Москве, сильно дифференцированы не только социально, но и по степени выраженности этнической идентичности. Для одних, особенно для проживающих в Москве более 15 лет, традиционные этнокультурные границы реально стираются, а этническая принадлежность носит довольно условный характер. Для других, этническая принадлежность по-прежнему имеет важное значение в их жизни и служит условием в выборе ближайшего окружения, причастности к межэтническим конфликтам, произошедшим на исторической родине. В этой связи утверждать о единых интересах какой-либо этнической группы в масштабах города Москвы оснований нет.
В настоящее время для большинства граждан одно из определяющих значений в самоидентификации имеет религия. Называя себя православными, мусульманами, буддистами, подавляющее большинство москвичей лишь фиксируют принадлежность к определенной этнокультурной среде, при этом зачастую оставаясь носителями светского мировоззрения, воспринимая религию в качестве одного из основных элементов культуры соответствующего народа и средством укрепления этнического самосознания.
С другой стороны, существует значительное количество граждан, имеющих собственно религиозное мировоззрение и соответствующую шкалу ценностных ориентиров, которые в условиях современных процессов глобализации выполняют различные функции - от психологически-оборонительной до агрессивно наступательной. В свою очередь, внешние и внутренние деструктивные силы эксплуатируют социальное недовольство и используют религиозный фактор для политической и этнополитической мобилизации людей. В этом случае можно предположить, что в условиях обострения межэтнических отношений религиозный фактор может оказать негативное влияние на развитие ситуации.
С конца 90-х годов комплекс задач по реализации государственной национальной политики, в том числе по профилактике ксенофобии, национальной и религиозной нетерпимости, в основном, решается посредством реализации городских целевых программ.
Мировоззренческая основа каждой из программ, несмотря на преемственность, имела свои особенности, обусловленные доминирующими на момент их разработки теоретико-методологическими подходами. Несмотря на их соответствие политическим реалиям текущего момента, именно определенные отличия в методологии затруднили формирование единого стратегического видения решения вопросов указанной сферы в органах исполнительной власти города Москвы.
Вместе с тем эффективность реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений в городе Москве во многом зависит от наличия адекватной теоретико-методологической основы и интегрирующего мировоззрения, способствующего эффективному утверждению в городском сообществе общеразделяемых ориентиров, принципов и приоритетов.