ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 26 мая 2010 года N 21

О предупреждении распространения на территории города Москвы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)

(с изменениями на 20 февраля 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);

Законом города Москвы от 16 июля 2014 года N 45 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.07.2014);

Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 22.02.2019).

____________________________________________________________________



Настоящий Закон регулирует отношения в сфере разработки, реализации и контроля профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения хронического заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в городе Москве.

     

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Профилактика ВИЧ-инфекции в городе Москве - система мероприятий, направленных на предупреждение распространения на территории города Москвы ВИЧ-инфекции и реабилитацию ВИЧ-инфицированных в установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы порядке.

2. Иные программы профилактики ВИЧ-инфекции - специализированные программы, направленные на профилактику ВИЧ-инфекции и реабилитацию ВИЧ-инфицированных и лиц, живущих с ВИЧ-инфицированными, не утвержденные в порядке, установленном Правительством города Москвы.

3. Специализированная медицинская помощь ВИЧ-инфицированным - вид медицинской помощи, оказываемой ВИЧ-инфицированным городским специализированным учреждением в области профилактики ВИЧ-инфекции и лечебно-профилактическими учреждениями города Москвы по профилю сопутствующего заболевания.

4. Уязвимые группы населения - социальные группы, находящиеся в условиях повышенного риска ВИЧ-инфицирования ввиду социально-экономических или поведенческих причин: мужчины, имеющие сексуальные отношения с мужчинами; лица, оказывающие контактные сексуальные услуги; потребители инъекционных форм наркотических средств не в медицинских целях; лица без определенного места жительства; мигранты.

5. Медицинское освидетельствование - лабораторное исследование на наличие антител к ВИЧ-инфекции с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, осуществляемое в учреждениях государственной и частной системы здравоохранения, расположенных на территории Москвы, с установлением окончательного диагноза ВИЧ-инфекции исключительно городским специализированным учреждением государственной системы здравоохранения.

6. Скрининговое исследование на ВИЧ-инфекцию - лабораторное исследование на антитела к ВИЧ методом иммуноферментного анализа, проводимое специализированными лабораториями.

7. Рискованное сексуальное поведение - незащищенные половые контакты с лицом с неизвестным ВИЧ-статусом, приводящие к инфицированию ВИЧ.

8. Социально безопасная модель поведения - форма поведения, при которой учитываются риски заражения ВИЧ-инфекцией, предпринимаются действия к исключению заражения ВИЧ и не совершаются действия, характерные для уязвимых групп населения.

9. Антиретровирусные препараты - медицинские препараты, способные подавлять размножение вируса иммунодефицита человека.

Статья 2. Правовые основы профилактики ВИЧ-инфекции


Правовое регулирование в области профилактики ВИЧ-инфекции осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.

(Сатья в редакции, введенной в действие с 4 августа 2014 года Законом города Москвы от 16 июля 2014 года N 45. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Субъекты городской системы профилактики ВИЧ-инфекции


1. Городскую систему профилактики ВИЧ-инфекции составляют: уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения, городское специализированное учреждение в области профилактики ВИЧ-инфекции и иные организации, осуществляющие работу по профилактике ВИЧ-инфекции в городе Москве.

(Часть в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

2. Правительство Москвы наделяет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения полномочиями по управлению системой профилактики ВИЧ-инфекции в городе Москве.

Статья 4. Уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения

(Наименование в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

1. Уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения:

(Абзац в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

1) осуществляет общий контроль и руководство в области профилактики ВИЧ-инфекции в городе Москве;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8. - См. предыдущую редакцию)

2) определяет специализированное учреждение в области профилактики ВИЧ-инфекции;

3) участвует в организации разработки и реализации учебных программ по подготовке и переподготовке кадров по профилактике ВИЧ-инфекции;

4) обеспечивает формирование и размещение государственного заказа города Москвы, направленного на пропаганду здорового образа жизни и профилактику ВИЧ-инфекции.

2. Органы государственной власти города Москвы, государственные учреждения и иные организации, ставящие перед собой среди прочих задачи по профилактике ВИЧ-инфекции, согласовывают порядок их выполнения с уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения.

(Часть в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Городское специализированное учреждение в области профилактики ВИЧ-инфекции

1. Городское специализированное учреждение в области профилактики ВИЧ-инфекции является лечебно-профилактическим учреждением особого типа городской системы профилактики ВИЧ-инфекции и определяется уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения.

(Часть в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

2. Городское специализированное учреждение в области профилактики ВИЧ-инфекции наделено следующими полномочиями:

1) организационно-методическое руководство деятельностью организаций городской системы здравоохранения по оказанию консультативной, лечебно-диагностической и профилактической специализированной медицинской помощи населению по вопросам ВИЧ-инфекции;

2) координация работы и осуществление экспертного контроля деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, проводимой лечебно-профилактическими организациями, подведомственными уполномоченному Правительством Москвы органу исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения;

(Пункт в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

3) проведение клинико-лабораторной экспертизы в целях подтверждения либо исключения полученного при скрининговом исследовании положительного результата наличия антител к ВИЧ и проведение иных диагностических исследований;

4) внедрение новых технологий диагностики ВИЧ-инфекции, организация и проведение соответствующих клинических испытаний в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;

5) организация и оказание необходимых видов медицинской, социально-психологической и паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным и лицам, живущим с ВИЧ-инфицированными, беременным женщинам и детям, родившимся от ВИЧ-инфицированных матерей, а также превентивной профилактики социального сиротства и оказание помощи приемным семьям с ВИЧ-инфицированными детьми;

6) проведение информационно-просветительской работы по формированию социально безопасной модели поведения с привлечением необходимых служб и организаций уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения;

(Пункт в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

7) осуществление иных полномочий, определенных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 6. Участие негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции

1. Негосударственные некоммерческие организации, основными задачами которых является деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции, в целях упрощения координации действий по профилактике ВИЧ-инфекции могут добровольно предоставлять информацию о своей деятельности в городское специализированное учреждение в области профилактики ВИЧ-инфекции.

2. Негосударственные некоммерческие организации, проводящие профилактику ВИЧ-инфекции на территории города Москвы, не вправе использовать средства бюджета города Москвы на реализацию иных программ профилактики ВИЧ-инфекции, не утвержденных в порядке, установленном Правительством города Москвы.

Статья 7. Финансовое обеспечение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции

1. Финансирование деятельности организаций по профилактике ВИЧ-инфекции, лечению и социальной защите ВИЧ-инфицированных может осуществляться за счет:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 марта 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8. - См. предыдущую редакцию)

1) средств бюджета города Москвы;

2) средств бюджета Российской Федерации;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 марта 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8. - См. предыдущую редакцию)

3) добровольных взносов организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, благотворительных обществ, российских и иностранных граждан, религиозных конфессий;

4) иных источников финансирования, не запрещенных федеральным законодательством и законами города Москвы.

2. Предоставление бесплатной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Обеспечение бесплатными антиретровирусными препаратами для лечения ВИЧ-инфицированных в организациях городской системы здравоохранения, находящихся в ведении уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения, осуществляется в порядке, определенном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

Глава 2. Информационное обеспечение мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции

Статья 8. Информирование населения о вопросах, связанных с профилактикой ВИЧ-инфекции, и организация пропаганды здорового образа жизни

1. Размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 5 марта 2019 года Законом города Москвы от 20 февраля 2019 года N 8. - См. предыдущую редакцию)

2. Информационные материалы по профилактике ВИЧ-инфекции, разработанные и созданные за счет и с участием средств городского бюджета, не должны:

1) вводить в заблуждение относительно гарантии защиты от ВИЧ-инфекции при использовании механических средств контрацепции;

2) содержать примеры рискованного сексуального поведения;

3) пропагандировать преимущества иных программ профилактики ВИЧ-инфекции.

3. Уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения во взаимодействии с отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы организует работу по размещению информационных материалов по профилактике ВИЧ-инфекции и пропаганде здорового образа жизни в рамках проведения рекламно-информационных кампаний по размещению социальной рекламы.

(Часть в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

Статья 9. Профилактика ВИЧ-инфекции в городских средствах массовой информации


Городские средства массовой информации в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, размещают в качестве социальной рекламы информационные материалы о здоровом образе жизни и профилактике ВИЧ-инфекции, согласованные с уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения, в пределах не менее 35 процентов от установленного федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы объема распространяемой ими социальной рекламы.

(Статья в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

Статья 10. Профилактика ВИЧ-инфекции в непериодических печатных изданиях


Профилактика ВИЧ-инфекции в непериодических печатных изданиях осуществляется путем выпуска и распространения книг, брошюр, буклетов и иных непериодических печатных изданий, содержащих информацию о вопросах профилактики ВИЧ-инфекции.

Статья 11. Организация работ по информированию о мероприятиях, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и пропаганду здорового образа жизни, с использованием рекламных конструкций


Профилактика ВИЧ-инфекции с использованием наружной рекламы, информации и оформления города Москвы осуществляется уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в сфере рекламы на объектах сети наружной рекламы и информации, находящихся в государственной собственности города Москвы.

(Статья в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

Статья 12. Работа бесплатной специализированной социально-информационной службы

1. В целях предоставления населению информации и консультаций на индивидуальной анонимной основе по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в городе Москве уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения и городское специализированное учреждение в области профилактики ВИЧ-инфекции организуют работу круглосуточной бесплатной специализированной социально-информационной службы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»