Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП (с изменениями на 10 июля 2012 года)

3.10. Устройство дорожно-тропиночной сети

3.10.1. Строительство дорожно-тропиночной сети на объекте благоустройства должно производиться согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных норм и правил.

3.10.2. Вся дорожно-тропиночная сеть прежде всего должна быть вынесена согласно проекту и разбивочному чертежу в натуру. Разметка дорожно-тропиночной сети и вырезка корыта производятся после вертикальной планировки территории и насыпки растительного грунта. Трассы основных дорог выносятся по их осям с привязкой к основным базисным линиям. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов, радиусов закруглений и переломов рельефа; вырывается "корыто" и проводится планировка полотна дорожки с учетом требуемых уклонов; отбиваются границы дороги и создается поперечный профиль с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры. На больших дорогах и аллеях профиль создается с помощью автогрейдера или бульдозера с профильным ножом на отвале.

3.10.3. Для создания грунтовой дорожки "корыто" заполняется однородным грунтом и тщательно орошается водой с пропиткой на 5-6 см. Поверхность полотна уплотняется моторными катками с проходом от края к середине 5-6 раз по одному следу.

До начала укатки по краю дорожки устраивают опорные бровки из многокомпонентного искусственного почвогрунта заводского изготовления или дернины шириной 50 см.

Опорные бровки делают строго по шнуру подсыпкой многокомпонентного искусственного почвогрунта заводского изготовления, который равномерно рассыпают, планируют и утрамбовывают с помощью трамбовок. Готовую бровку засевают двойной нормой семян газонных трав или укладывают ленту дерна шириной 10-15 см с забивкой в нее деревянных укрепительных спиц.

Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой, если тонкие предметы с круглым сечением (спицы, гвозди и т.д.) вытаскиваются из грунта без нарушения целостности верхнего слоя.

3.10.4. Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию (п.3.10.3); полотно основания предварительно фрезеруется, и по нему рассыпаются указанные смеси; затем повторно поверхность профилируется и укатывается. Толщина слоя покрытия для пешеходных дорожек - до 12 см.

3.10.5. При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями одежд вдоль границ подготовленного основания (п.3.10.2) устраиваются опорные бровки (п.3.10.3) или устанавливается бордюр (бортовой камень). Для этого открывается канавка глубиной 10 см и шириной 12 см, ложе канавки планируется, укладывается бетонная подушка, устанавливается бортовой камень, погрузив его в бетонную массу, и выравнивается деревянными трамбовками вручную. Швы между бортовыми камнями заливаются раствором на портландцементе марки не ниже 400, а в основание добавляют бетонную массу, уплотняя ее. Швы должны быть не более 10 мм.

Вместо бетонного бордюра можно использовать пластиковую или металлическую ленту, которая заглубляется с таким расчетом, чтобы верхний край был на 3-4 см выше уровня дорожки.

После установки бордюра и подготовки полотна (п.3.10.2) по его поверхности рассыпается слой щебня и выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки; спрофилированную поверхность увлажняют (10 л/кв.м поверхности) и укатывают катком весом не менее 1,5 т с проходом по одному следу 5-7 раз от краев к середине с перекрытием каждого следа на 1/3.

Толщина уплотненного щебня не должна превышать 15 см.

Щебеночное основание считается подготовленным, когда не чувствуется подвижности отдельных частиц или брошенный кусок щебенки под вальцы катка раздавливается.

На подготовленное основание наносятся высевки крепких пород или спецсмеси, разравниваются по шаблону (с учетом уклонов); покрытие увлажняется (10 л/кв.м), после подсыхания укатывается катком до 1 т весом 5-7 раз по одному следу до достижения плотности покрытия, упругости и эластичности его поверхности.

Укатанное по высевкам полотно дорожки содержится 4-5 дней во влажном состоянии для цементирования высевок, затем вновь прокатывается катком массой 1 т.

Готовность верхнего покрытия щебеночных покрытий определяется тем же способом, что и грунтовых (п.3.10.3).

3.10.6. Вдоль бортового камня со стороны газона должен быть проложен дренаж полосой 50 см с целью сбора и отвода воды с газонного покрытия.

3.10.7. Технологический процесс устройства дорожек из монолитного бетона заключается в обеспечении четких контуров поверхности замощения путем установки специальной опалубки из дерева или бордюрного камня; подготовки щебеночного основания; укладки бетонной массы равномерным слоем по поверхности основания и выравниванием ее лопаткой, мастерком или специальной доской; укатывания катком с двумя горизонтальными барабанами, имеющими сетчатую фактуру. Укатка производится с помощью моторных механизмов, выравнивающих и трамбующих поверхность бетона.

На монолитный бетон может быть нанесен рисунок (квадраты, круги, волны и т.п.); добавлен цветной гравий с зернами 1-3 см в диаметре; уложены деревянные рейки, имитирующие плиточное покрытие; вдавлена в еще не затвердевший бетон цветная галька, сочетая которую с гравием можно получить разнообразные рисунки.

3.10.8. При устройстве дорожек из бетонных плиток основание делается из щебня или чистого песка. По подготовленному полотну выстилается слой щебня, планируется по уклонам, укатывается катками; по укатанному основанию выстилается слой бетона или цементно-песчаной смеси, и по нему укладываются плитки. При укладке вручную нижняя сторона плитки смачивается водой и накладывается на поверхность бетона, затем осторожно приводится в нужное положение рукояткой молотка; поверхность уложенных плит проверяется специальным шаблоном. Швы заливаются раствором цемента или засыпаются цементно-песчаной смесью.

Плитки небольших размеров укладываются вручную, крупные плиты весом более 50 кг укладываются с помощью специальных приспособлений и механизмов.

При устройстве второстепенных дорожек по газону плитки укладываются на песчаную подушку, погружая плитку в песок на 2/3 ее толщины; поверхность плиток нивелируется. Швы между плитками засыпаются многокомпонентным искусственным почвогрунтом заводского изготовления и засеиваются семенами газонных трав.

Вертикальное смещение плиток не должно превышать 1,5 см; осадка плиток производится трамбованием через наложенную доску. Песчаное основание должно иметь боковые упоры из земляной плотно утрамбованной бровки или бетонного камня (поребрика). Необходимо при укладке обеспечить плотное прилегание плиток к бровке и друг к другу.

Плитки принято укладывать вровень с прилегающей поверхностью газона или на 2 см выше.

3.10.9. Устройство дорожек с применением каменных плит (пиленных машинным способом), кирпича, торцовых шашек и кругляков от стволов деревьев аналогично укладке бетонных плит.

3.10.10. Деревянные торцовые покрытия делаются по утрамбованному и ровному слою щебня; в ряде случаев применяют цементную стяжку, расстилая тонкий слой цементного раствора по поверхности. По основанию укладывают торцовые шашки или кругляки, предварительно пропитанные антисептиком. Швы шириной в 3-6 мм заполняют песком.

3.10.11. Все законченные покрытия рекомендуется выдерживать в течение 3-4 дней без эксплуатации.