Основными внешними факторами, влияющими на уровень обеспечения безопасных условий и охраны труда, приняты:
1. Общее состояние социально-экономического развития Российской Федерации и города Москвы, тенденции его изменения.
2. Внутриполитические факторы и тенденции в сфере государственного регулирования обеспечения безопасных условий и охраны труда:
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы;
- направления, методы и объем реализации мер государственного регулирования процессами обеспечения безопасных условий и охраны труда на федеральном уровне и уровне города Москвы.
3. Основополагающие факторы, определяющие состояние и уровень обеспечения безопасных условий и охраны труда: объемы производства, уровень инфляции, научно-технический потенциал, потенциал трудовых ресурсов, уровень и динамика изменения цен на основные фонды, производственно-технологические ресурсы, средства охраны труда, бюджетная, налоговая и миграционная политика.
В зависимости от степени и совокупности воздействия вышеперечисленных факторов на уровень обеспечения безопасных условий и охраны труда и эффективность принимаемых мер по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда результаты возможного хода выполнения Программы прогнозируются по трем вариантам: оптимистическому, реалистическому (базовому) и пессимистическому, представленным в таблице:
N | Фактор | Прогноз | ||
оптимистический | реалистический | пессимистический | ||
1. | Состояние и тенденции социально- | Превышение утвержденных стратегических показателей состояния экономики на федеральном и городском уровне и снижение прогнозируемого уровня производственного травматизма | Достижение утвержденных стратегических показателей состояния экономики на федеральном и городском уровне и прогнозируемого уровня производственного травматизма | Недостижение утвержденных стратегических показателей состояния экономики на федеральном и городском уровне и прогнозируемого уровня производственного травматизма |
2. | Внутриполитические факторы и тенденции в сфере государственного регулирования обеспечения безопасных условий и охраны труда | Принимаются федеральные законы, нормативные акты и дополнительные меры в части: введения экономических механизмов заинтересованности работодателей в обеспечении охраны труда; повышения эффективности принимаемых мер органами государственного надзора и контроля | Существенных изменений законодательства в сфере охраны труда, влияющих на уровень обеспечения безопасных условий и охраны труда, не происходит | Происходят изменения в законодательстве, ухудшающие положение дел с государственным регулированием обеспечения охраны труда и снижающие эффективность и оперативность работы надзорно-контрольных органов |
3. | Основополагающие факторы, определяющие состояние и уровень обеспечения охраны труда | Увеличение доходной части организаций, направляемой на приобретение средств охраны труда и создание безопасных условий труда на рабочих местах | На уровне прогнозируемых показателей | Снижение доходной части организаций, направляемой на приобретение средств охраны труда и создание безопасных условий труда на рабочих местах |
Реалистический вариант Программы основан на прогнозных показателях социально-экономического развития Российской Федерации и города Москвы, учете положительной оценки результатов социально-экономического развития города Москвы, анализе результатов мониторинга состояния условий и охраны труда в организациях города, динамики снижения уровня производственного травматизма в 2002-2009 годах, анализе результатов выполнения в эти годы программных мероприятий по охране труда.
Оптимистический вариант Программы основан на прогнозе положительных тенденций изменения внешних факторов, обеспечивающих позитивное развитие городской инфраструктуры обеспечения охраны труда, повышение эффективности работы надзорных и контрольных государственных органов.
Пессимистический вариант Программы предполагает деструктивное воздействие внешних факторов, приводящее к срыву устойчивых тенденций регулирования обеспечения безопасных условий и охраны труда на всех уровнях управления, надзора и контроля.
Такое изменение тенденций могут вызвать ряд внешних воздействий, в том числе:
- изменения в законодательстве;
- кризисные явления в экономике;
- налоговая политика, повышающая тяжесть налогового бремени, удорожание ресурсов (людских, финансовых, энергетических, технологических, информационных);
- рост стоимости аренды нежилых помещений;
- напряженность на рынке труда, связанная с миграционными процессами.
Значения основных показателей выполнения Программы приведены в таблице.
Показатель | Единица измерения | Варианты реализации | ||
Оптими- | Реалисти- | Пессими- | ||
Уровень производственного травматизма | число пострадавших в расчете на 1000 работающих | 1,0 | 1,1 | более 1,2 |
Разработка методических материалов по охране труда | шт. | 12 | 10 | 8 |
Увеличение количества организаций, охваченных статистическим наблюдением, не имеющих случаев производственного травматизма | ед. | на 200 | на 145 | менее 100 |
Количество организаций, которым оказана методическая и (или) практическая помощь | ед. | 5000 | 4100 | менее 1000 |
Рост количества рабочих мест в бюджетных организациях города, на которых проведена аттестация по условиям труда | тыс. рабочих мест | на 90,0 | на 86,9 | менее 30,0 |
Снижение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в бюджетных организациях города | тыс. рабочих мест | на 10,0 | на 9,72 | менее 1,0 |
наблюдением документов и методических материалов по охране труда для обеспечения организаций города | 10,0 | |||
Снижение численности пострадавших с утратой трудоспособности на один день и более в результате несчастного случая в организациях города, охваченных статистическим наблюдением, чел. | чел. | на 100 | на 97 | менее 10 |
Снижение количества случаев производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом (по данным Государственной инспекции труда в городе Москве) | ед. | на 48 | на 41 | менее 10 |
Снижение количества случаев производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом в организациях малого и среднего предпринимательства | ед. | на 7 | на 6 | менее 1 |
Количество руководителей и специалистов малых и средних предприятий, прошедших обучение по охране труда | тыс.чел. | 5,0 | 3,5 | 2,0 |
Количество работников, прошедших обучение по охране труда | тыс.чел. | 130,0 | 122,0 | менее 100 |