Решение проблемы эффективного развития культурной сферы Москвы в сложившихся условиях и с учетом прогнозируемой динамики развития экономической и социальной ситуации может предполагать два варианта организационно-экономических мероприятий.
Первый вариант предполагает определение основных целей и задач Программы количественного характера, для достижения которых осуществляется их рейтинговый отбор, дается обоснование, предлагается перечень программных мероприятий, и на основании этого определяется необходимый объем финансовых затрат.
Второй вариант исходит из наличия реальных финансовых средств, которые могут быть привлечены для реализации программных положений и мероприятий. Исходя из финансовых возможностей Программой определяется комплекс приоритетных задач и мероприятий, обеспечивающих наибольшую эффективность в достижении основных целей.
Оба варианта решения проблемы содержат перечень исходных заданий, показателей и ожидаемых социокультурных результатов по определяемым Программой объемам финансирования.
Первый вариант имеет преимущество в связи с расширением возможностей как для более масштабных культурных проектов, так и для обеспечения массовых культурно-досуговых запросов населения, однако предполагает определенные риски как неоправданного завышения, так и занижения определяемых Программой финансовых средств, направляемых на те или иные подпрограммы, проекты и мероприятия.
Второй вариант характеризуется определенными рамками выделяемых финансовых средств, направляемых на решение целей и задач Программы, объем этих средств и является определяющим фактором при выборе основных приоритетов и направлений работы. Этот вариант содержит риски, связанные со снижением масштабов и динамики культурного строительства, однако позволяет более реалистично и рационально подойти к процессу программного обеспечения и, в конечном итоге, в полном объеме реализовать программные положения.
Оба варианта ориентированы на количественные показатели приобщения населения к активным или потребительским формам участия в культурном процессе, а также на количественные и качественные показатели по объектам и средствам культурного обеспечения, так как духовно содержательная эффективность воздействия культуры на личность и общество выявляется и проявляется опосредованно, через другие сферы жизнедеятельности личности и общества.
Возможными рисками, возникающими в ходе решения проблемы по первому и по второму вариантам, могут быть:
- сокращение определенного Программой финансирования;
- неэффективность организации и управления процессом реализации программных положений;
- необоснованное перераспределение средств, определенных Программой в ходе ее исполнения;
- недостаточный уровень квалификации и исполнительской дисциплины руководителей учреждений культуры и досуга;
- отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации Программы.
Наиболее реальным и приемлемым в современных условиях является второй вариант решения проблемы программно-целевым методом, определяющий и обосновывающий конкретные объемы финансового обеспечения как Программы в целом, так и отдельных ее разделов, проектов и мероприятий, выбор наиболее рационального и эффективного перечня и критериев оценки результатов выполнения Программы.
Исходя из характеристики сложившейся проблемной ситуации Программа осуществляет следующие принципы организации процесса развития культурной сферы Москвы:
- комплексное решение задач реализации культурной политики в городе Москве в рамках широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и иных негосударственных субъектов культурной деятельности;
- социальная ориентированность мероприятий, касающихся сохранения и развития сферы культуры, а также обеспечения социальных гарантий для москвичей и работников учреждений культуры;
- поддержка инновационных проектов в области культуры, внедрение современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельность учреждений культуры;
- социальное партнерство и сетевое сотрудничество в деле развития отрасли;
- гибкость планирования, то есть возможность адаптации проектов к изменяющимся условиям развития отрасли (как внутренним, так и внешним);
- возможность использования альтернативных вариантов в случаях изменения ситуации;
- возможность реализации проектов параллельно, в последовательности и выборочно, определяя приоритеты в зависимости от изменений экономического и социокультурного контекста.