Недействующий

Об утверждении концепции и разработке городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2011-2013 годы)" (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 01.10.2013 N 649-ПП)

Таблица 1

Плотность населения и распределения учреждений культуры в административных округах города Москвы

Название
округа



Кол-во
районов



Площадь
округа
(кв.м)


Население
округа (тыс.
чел. и в %
от общей
численности)

Плотность
населения
(тыс. чел.
на кв.км)

Количество
учреждений
культуры
в округе

Коли-
чество
учре-
ждений на
100 тыс.
жителей

Восточный

16

151,0
(14,4%)

1381,8
(13,4%)

9,2

97

7

Западный

13

132,8
(12,7%)

1029,0
(9,9%)

7,7

121

12

Зелено-  
градский

3

37,0
(3,5%)

215,7
(2,1%)

5,8

21

10

Северный

16

87,3
(8,4%)

1112,9
(10,8%)

12,7

87

8

Северо-  
Восточный

17

102,3
(9,8%)

1240,0
(12,0%)

12,1

83

7

Северо-  
Западный

8

106,9
(10,2%)

780,0
(7,5%)

7,3

68

9

Централь-
ный

10

64,1
(6,1%)

701,4
(6,8%)

15,6

217

31

Юго-
Восточный

12

126,0
(12,1%)

1109,1
(10,7%)

8,6

80

7

Юго-

Западный

12

107,7
(10,3%)

1179,2
(11,4%)

10,9

59

5

Южный

16

130,5
(12,5%)

1593,1
(15,4%)

12,2

91

6

Всего  
по Москве

123

1045,6
(100%)

10342,2
(100%)

10,2
(среднее)

924

9


В то же время динамику развития социально-культурной сферы Москвы в современных условиях определяет и целый ряд негативных факторов, таких, например, как:

- коммерциализация деятельности государственных и негосударственных учреждений культуры и досуга;

- ограниченность бюджетных средств, предусматриваемых на развитие культурно-досуговой сферы в связи с глобальным экономическим кризисом;

- сокращение материальных возможностей населения для получения культурных и досуговых благ;

- пропаганда СМИ бездуховных, примитивных, антикультурных форм досуга для наиболее активной части населения - подростков и молодежи;

- не в полной мере обеспечение доступности учреждений культуры и культурных благ для маломобильных групп населения;

- отсутствие социальной рекламы деятельности учреждений культуры и досуга, продукта высокой культуры в средствах массовой информации.

По результатам социологических исследований 72% москвичей не знают о том, какие культурно-досуговые услуги предоставляют их культурно-досуговые учреждения района, 51% - округа, 38% - Москвы в целом.

Программа "Культура Москвы (2011-2013 годы)" является логическим продолжением и развитием Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008 - 2010 годы)" и направлена на реализацию государственной политики в сфере культуры на новом этапе с учетом динамики социально-экономической и культурной ситуации в Москве и в России. Она ориентирована на обеспечение оптимальных условий для гармоничного, всестороннего, комплексного развития культурного потенциала столичного мегаполиса, определение приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства на предстоящий период. Программа формирует основу для эффективного и динамичного развития отрасли культуры, являясь базовым документом для разработки планов, программ и проектов в муниципальных округах, государственных учреждениях культуры и досуга, функционирующих за счет средств городского бюджета. Программа призвана стать основой и гарантией сохранения и развития единого культурного пространства Москвы, ее уникального культурного потенциала.

Приоритетами развития театрально-концертной деятельности стали проведение целенаправленной репертуарной политики, создание современной инфраструктуры по обслуживанию посетителей, объединение свободных сценических площадок в единую театрально-концертную сеть. Совершенствовалась и система целевого государственного финансирования. Успешно развивался проект "Открытая сцена". Поддерживалась творческая деятельность фольклорных коллективов. Стимулировалась работа театров, театров-студий, размещенных в районах массовой застройки. Развивалась театрально-гастрольная деятельность. Яркие краски в культурную палитру Москвы внесли ставшие традиционными фестивали, конкурсы и юбилейные мероприятия.

Музейная и выставочная деятельность отражала мировые тенденции в формировании современного культурного продукта. Главными задачами в области музейно-выставочной работы стали сохранение и учет коллекций путем внедрения современных технических средств и технологий, формирование музейно-выставочных экспозиций. Велась работа по созданию музейно-выставочного комплекса "Царицыно". Формировались многофункциональные музейные комплексы "Провиантские магазины", Усадьба Гагариных, "Музей истории Москвы", Музей русской усадебной культуры "Кузьминки", Московский государственный объединенный художественный, историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник (Коломенское - Люблино Лефортово - Измайлово). Реализовалась общегородская программа, посвященная Дням исторического и культурного наследия. Расширялась сеть окружных музейно-выставочных залов под кураторством городских музеев.

В сфере библиотечного обслуживания комплекс программных мероприятий предусматривал преодоление "кризиса чтения" путем реализации комплексных программ, разработки и реализации проекта "Библиоград" - создания открытой корпоративной информационной системы обмена базами данных московских библиотек. Осуществлялись: организация новых инновационных видов услуг библиотечного профиля для всех категорий населения - автоматизированной справочно-информационной и поисковой системы, службы индивидуального клиентского обслуживания ("Служба запросов"), службы "Единого сводного каталога московских библиотек", службы "Единый читательский билет", "Музей редкой книги", "Электронная библиотека Москвы", "Фонд "Домашняя библиотека", "Фонд нотно-музыкальных изданий"; создание детских и юношеских центров на базе интеллект-центров, центров общественного доступа на базе публичных библиотек в рамках программы "Электронная Москва", распространение программ "Запишись в библиотеку", "Новое поколение выбирает чтение" и других программ, направленных на повышение роли библиотеки и социального статуса библиотечного работника; формирование культуры чтения, пропаганда книги.

Продолжалось развитие сети учреждений культуры клубного типа для удовлетворения растущих потребностей населения Москвы в современных формах семейного, молодежного досуга, детского эстетического воспитания. Повысился объем и качество культурных услуг. Развивалась система учреждений клубного типа в местах, отдаленных от центральной части города, обновлялось оборудование клубов, развивались новые виды деятельности, отрабатывалась модель клубного учреждения культуры нового типа - креатив-центра.

Приоритетным направлением развития парков стало распространение социальной маркетинговой стратегии на их текущую деятельность, что способствовало развитию профильной специализации, повышению уровня рекреационных возможностей, воспитанию экологической культуры населения, сохранению природных комплексов, развитию их инфраструктуры, привлечению внебюджетных источников финансирования и модернизации аттракционного хозяйства.

Цели развития кинофикации и кинопроката реализовывались с учетом ориентации на общественно значимый результат за счет реализации протекционистской политики по прокату российских фильмов, развитию видового разнообразия, повышению уровня услуг кинопоказа. Развивалась городская сеть государственных учреждений культуры "Специализированные детские кинотеатры", продолжалась реконструкция кинозалов, детские кинотеатры преобразовывались в современные молодежные кинотеатральные центры, внедрялись эффективные инновационные технологии. За истекший период было приобретено 160 новых фильмов отечественного производства, сеть детских кинотеатров расширилась с 8 до 12, успешно функционирует современный мультимедийный детский киноцентр - Центральный Дом детского кино.

Продолжалось комплексное развитие образовательных учреждений, значительно повысились объем и качество услуг населению учреждениями профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых. Осуществлялись меры по расширению доступности качественного художественного образования для всех слоев населения. Значительно обновлен парк музыкальных инструментов в учреждениях дополнительного образования.

Систематизации и повышению эффективности работы учреждений культурно-досуговой сферы способствовали научно-исследовательская деятельность, анализ состояния, тенденций и перспектив развития отрасли, исследования запросов и уровня удовлетворенности населения диапазоном и качеством предоставляемых возможностей для культурного развития и творческого самовыражения. Научно-исследовательская, методическая, экспериментальная, научно-издательская и информационная деятельность в социально-культурной сфере осуществляется Московским институтом социально-культурных программ. Эта работа ведется им как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими научно-исследовательскими организациями Москвы и Российской Федерации, департаментами и комитетами Правительства Москвы, учреждениями культуры, искусства, общественными организациями.

Важнейшая задача, стоящая перед институтом, - разработка и научный мониторинг реализации программы развития отрасли культуры и отдельных ее подотраслей.

В области охраны художественного наследия продолжалась работа по обогащению градостроительного и архитектурного облика города, переводу на конкурсную основу основных видов творческой деятельности, осваивались новые технологии в работе по выявлению, экспертизе, постановке на государственный учет произведений искусства, находящихся в немузейных собраниях, осуществлялся контроль за вывозом культурных ценностей за рубеж, что обеспечивало на должном уровне выполнение решений Правительства Москвы по охране и созданию памятников художественного наследия. В Москве были установлены памятники летчику В.П.Чкалову, академику А.М.Прохорову, поэту Мусе Джалилю, скульптурная композиция "Астана", памятник генералу М.Д.Скобелеву.

Важнейшими целями международного и межрегионального сотрудничества в области культуры и искусства стало формирование позитивного образа Москвы, ее культурного богатства и разнообразия, развитие культурного взаимодействия со странами ближнего и дальнего зарубежья, регионами России, оказание поддержки российским соотечественникам за рубежом, продвижение русской культуры и языка. Москва позиционирует себя на международной арене как культурный центр мирового значения, активно интегрируясь в европейское и мировое культурное пространство.

Ежегодно в Москве проводятся городские общественно значимые культурные мероприятия, в которых принимают участие миллионы москвичей и гостей столицы. Эти мероприятия консолидируют московский социум, объединяют людей разных национальностей, расширяют культурное пространство города, сохраняя и развивая национальные традиции массовых народных праздников и гуляний.

В то же время культурная сфера города и культурное обслуживание населения имеют ряд недостатков:

- развитие сети объектов культуры в районах новостроек значительно отстает от темпа строительства жилых объектов;

- культурно-досуговые предложения не покрывают всего диапазона запросов, предпочтений и ожиданий граждан;