Основная цель решения задачи - создание необходимых правовых условий и механизмов для обеспечения поступательного развития сферы потребительского рынка и услуг города Москвы в 2010-2011 годах.
Предполагается разработать пакет дополнений и изменений в федеральное и городское законодательство, обеспечивающее усиление механизмов и инструментов государственной поддержки отрасли в условиях финансово-экономического кризиса, улучшение предпринимательского климата, устранение факторов, препятствующих развитию предпринимательства в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, повышению конкурентоспособности отрасли, защиту прав потребителей.
Приоритетами в развитии нормативно-правового обеспечения сферы потребительского рынка и услуг являются:
- приведение нормативных правовых актов города Москвы в сфере потребительского рынка и услуг в соответствие с изменениями федерального законодательства;
- устранение существующих пробелов и противоречий нормативного правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг с учетом правоприменительной практики, изменений федерального законодательства, а также требований рыночной экономики;
- координации деятельности органов власти, в том числе органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и общественного контроля по вопросам безопасности продукции, повышения ее качества, предупреждения продажи контрафактных и недоброкачественных товаров;
- создание правовых условий для эффективной защиты прав потребителей;
- разработка комплекса мер по созданию правовых условий для повышения качества обслуживания, развития комплексных предприятий потребительского рынка и услуг, поддержки предприятий социально ориентированной торговой инфраструктуры;
- сокращение необоснованных административных барьеров для предприятий потребительского рынка и услуг, оптимизация, упрощение и ускорение управленческих, разрешительных и организационных процедур;
- повышение эффективности управления городской собственностью в сфере потребительского рынка и услуг.
В рамках мероприятий по совершенствованию нормативно-правового обеспечения предполагается разработать ряд предложений по изменению федерального и городского торгового законодательства в связи с принятием федеральной Стратегии развития торговли на период до 2015 года и Федерального закона "Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации". Данный Федеральный закон призван стать системообразующим законом, создающим правовую базу для регулирования и организации предпринимательской деятельности в сфере торговли, а также - основу для подготовки других законопроектов.
В целях повышения качества продукции и ее конкурентоспособности запланирована разработка предложений по изменению и дополнению действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, связанных с обеспечением качества и безопасности пищевых продуктов, сокращение доли теневого оборота контрафактной продукции. Это, в первую очередь, касается предложений в технические регламенты на отдельные группы продовольственных товаров, по которым регламенты еще не приняты или находятся в стадии разработки.
В рамках сокращения на федеральном уровне перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и закреплением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия, особое значение приобретает дальнейшее развитие и совершенствование систем добровольной сертификации и категорирования в сфере потребительского рынка и услуг.
Большую роль в развитии общественного питания должно сыграть совершенствование законодательства, регулирующего организацию питания различных слоев населения, в том числе в образовательных учреждениях города.
В целях создания целостной системы контроля торгового предпринимательства предусматривается координация деятельности органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также общественного контроля; организация и проведение комплексных проверок предприятий потребительского рынка и услуг на основании обращений граждан.
В ходе реализации программы будет обеспечена координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей по защите прав потребителей, в том числе в части проведения независимых экспертиз качества и безопасности товаров (услуг), соответствия потребительским свойствам товаров (услуг) заявленной продавцами информации о них.
В области повышения качества обслуживания, развития комплексных предприятий потребительского рынка и услуг нормотворческая деятельность должна быть направлена на реализацию комплекса антикризисных мер, создание благоприятных условий для развития предпринимательства, особенно малого и среднего, приоритетную поддержку развития торговли товарами отечественных производителей, формирования конкурентной среды в отрасли. Одним из направлений в этой области является разработка нормативных документов, обеспечивающих государственную финансовую, организационную, информационную поддержку социально ориентированной торговой инфраструктуры.
В целях создания необходимых правовых условий для обеспечения поступательного развития отрасли возрастает роль частно-государственного партнерства, в том числе разработка стандартов и правил предпринимательской деятельности саморегулируемых организаций участников потребительского рынка.
Дальнейшее развитие административной реформы предполагается направить на совершенствование работы органов исполнительной власти города Москвы с заявителями в сфере потребительского рынка и услуг по принципу "одного окна", организацию межведомственного взаимодействия при реализации разрешительных функций.
Предусматривается дальнейшее развитие нормативно-правовой базы по упрощению и ускорению управленческих, разрешительных и организационных процедур; совершенствованию контроля исполнения разрешительных функций, в том числе по вопросам лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, совершенствования организации мелкорозничной торговли.
В целях устранения негативных тенденций на алкогольном рынке предполагается внести предложения по изменению правовых актов, регулирующих производство и оборот алкогольной продукции и оборот пива.
Для повышения эффективности и качества управления городской собственностью в сфере потребительского рынка и услуг предполагается провести реорганизацию государственных унитарных предприятий, организовать мониторинг изменений финансового состояния убыточных организаций и организаций, имеющих низкий уровень оплаты труда, а также наладить адресную работу с такими предприятиями.
Разработка и принятие нормативных правовых актов должно осуществляться на основе всестороннего анализа проектов документов на коррупциогенность.