К основным внешним факторам, которые могут влиять на достижение поставленных целей Программы, относятся:
1. Ухудшение состояния источников водоснабжения и динамика изменения качества воды.
2. Изменение численности населения Москвы и динамика водопотребления.
3. Увеличивающийся износ водопроводных и канализационных трубопроводов и оборудования и как следствие снижение их надежности.
4. Низкая инвестиционная привлекательность водного сектора и сохраняющаяся возможность административного вмешательства федерального центра в процесс тарифного регулирования.
5. Несовершенство нормативной правовой базы в водном секторе.
6. Фактически выделяемые объемы капитальных вложений на реализацию Программы.
Ухудшение состояния источников водоснабжения и динамика изменения качества воды
В последние годы в поверхностных водоисточниках города Москвы отмечено увеличение интенсивности бактериальной и вирусной нагрузки, повышение содержания органических загрязнений, включая интенсивное развитие в летнее время фито- и зоопланктона, биогенных элементов.
В то же время ужесточились в соответствии с ГН 2.1.5.1315-03 и ГН 2.1.5.2280-07 нормативы качества питьевой воды, в частности по остаточному алюминию (до 0,2 мг/л) и хлороформу (до 60 мкг/л). Эти два фактора вызывают в последние годы серьезные трудности в обеспечении современными традиционными реагентными технологиями требуемых нормативов.
Предусмотренный Программой перевод до 2020 года всех блоков станций водоподготовки Москвы на усовершенствованные технологии с дополнительным применением озонирования и сорбции позволит обеспечить на них более глубокую степень очистки воды. В то же время следует ожидать и дальнейшего повышения требований к степени очищенной и обеззараженной воды на этих сооружениях, а следовательно, и необходимости повышения надежности и эффективности станций водоподготовки.
В настоящее время и на перспективу наиболее сложными ингредиентами с точки зрения снижения их концентраций в питьевой воде являются хлороформ и остаточный алюминий.
Следовательно, стратегия усовершенствования технологий водоподготовки на перспективу должна быть направлена, в первую очередь, на повышение качества питьевой воды по летучим хлорорганическим соединениям и остаточному алюминию.
Важным фактором, влияющим на достижение цели Программы по гарантированному обеспечению москвичей чистой питьевой водой, является изменение численности населения Москвы и соответственно величины водопотребления.
По данным ГУП "НИиПИ Генплана Москвы", численность постоянного населения Москвы составляет в настоящее время 10,49 млн.человек, к 2020 году прогнозируется 11,7 млн.чел. К 2020 году прогнозная численность временного населения Москвы составит около 4 млн.чел.
Очевидно при этом, что удельное водопотребление в городе необходимо рассчитывать или прогнозировать с учетом этого обстоятельства.
В настоящее время объем подачи питьевой воды в город находится на уровне 70-х годов прошлого столетия. Процесс снижения водопотребления неизбежно связан с изменением инфраструктуры города, выводом части промышленных предприятий за черту города, повышением уровня жизни москвичей, изменением характера отдыха и повседневной жизни москвичей, значительная часть которых стремится проживать за чертой города, в частных коттеджных поселках и на дачах. Снижение водопотребления негативно сказывается на работе системы водоснабжения в целом, начиная от работы сооружений водоподготовки и заканчивая системой подачи и распределения воды в городе. Сложилась ситуация, при которой мощность головных сооружений и емкость резервуаров питьевой воды регулирующих узлов стали значительно выше потребности в воде.
Реализация программы по оснащению жилищного фонда приборами учета воды привела к сокращению удельного водопотребления, которое на сегодняшний день составляет 249 л/сут.чел. При этом исследования показали, что для удовлетворения физиологических потребностей человеку требуется не более 160 л/сут. Программой планируется дальнейшее снижение водопотребления: к 2012 году - до 200 л/сут.чел., к 2020 году - до 160 л/сут.чел.
Положительная динамика роста жилищного строительства на территории Московской области и ее потенциальная готовность потреблять воду московского водопровода дает основание к 2020 году предполагать существенный прирост водопотребления за счет подачи воды в ближний пригород Москвы - по предварительным расчетам, около 1 млн. 200 тыс.куб.м воды в сутки.
Прогноз объема общего водоотведения по сложившейся его структуре показывает, что его величина к 2020 году составит 4,9 млн.куб.м/сут., из них Москва - 4,2 млн.куб.м/сут., пригородная зона - 0,7 млн.куб.м/сутки при существующей структуре приходных статей водоотведения.
Прогнозируется к 2020 году увеличение общего резерва мощности сооружений канализации до 1,4 млн.куб.м в сутки.
Важным фактором, влияющим на формирование и стоимость мероприятий Программы в части повышения надежности водонесущих коммуникаций города, является значительный износ водопроводных и канализационных трубопроводов.
По экспертным оценкам, к 2020 году протяженность трубопроводов московского водопровода возрастет до 12900 км. При сохранении существующих темпов обновления и восстановления трубопроводов, протяженность самортизированных трубопроводов составит порядка 50% от их протяженности. Это приведет не только к значительному увеличению количества повреждений, но и к потерям напоров, снижению пропускной способности, зарастанию труб, ухудшению физико-химических показателей транспортируемой воды, возможным перерывам в нормальном водообеспечении потребителей и т.д.
Следовательно, приоритетной задачей Программы является реконструкция водопроводных и канализационных трубопроводов с применением современных бестраншейных методов и технологий восстановления трубопроводов.
Расчет требуемого объема восстановления трубопроводов московского водопровода показал необходимость увеличения объемов реконструкция и перекладки трубопроводов около 3% в год от общей протяженности трубопроводов, то есть порядка 300 км в год. Это позволит обеспечить к 2020 году уменьшение средневзвешенной величины интенсивности отказов водопроводных трубопроводов до 0,25 аварий/год на 1 км. Эта величина корреспондируется со значением интенсивности отказов водопроводных трубопроводов крупных городов Европы.
Одним из основных факторов, влияющих на финансовое обеспечение Программы, является низкая инвестиционная привлекательность водного сектора
Сегодня из-за неопределенной ситуации частные инвесторы оценивают проекты развития объектов водного сектора как высоко рискованные и поэтому предпочитают не инвестировать денежные средства в новое строительство с применением современных инновационных технологий. Государство должно создать необходимые условия для привлечения инвесторов в водный сектор за счет государственной поддержки инфраструктурных проектов, устранения избыточного государственного регулирования экономики и снижения административных барьеров.