Среди факторов, которые будут оказывать наиболее значительное влияние на рынок труда города Москвы, необходимо выделить следующие:
- кризисное падение экономической активности (производства) с последующей стабилизацией в перспективе на уровне, более низком, в сравнении с предкризисным периодом, - особенно в сферах финансов, инвестиций, строительства, обрабатывающей промышленности;
- активизация процесса увольнения работников, вызванного как кризисными явлениями, так и назревшими в предшествующий период потребностями предприятий в сокращении штатов, реструктуризации производства и персонала;
- наличие внутрирегиональных диспропорций в сфере занятости населения и уровнях безработицы;
- высокий уровень международной трудовой миграции в Москву в легальной и нелегальной формах, возможность усиления миграционного давления на рынок труда в результате экономического кризиса в сопредельных странах;
- рост стоимости жизни, снижение реальных доходов социально уязвимых слоев населения, что приведет к повышению их экономической активности;
- сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности, офицерского состава;
- сокращение численности государственных гражданских служащих, как часть программ антикризисной экономии бюджетных ресурсов;
- высокий объем и структурные диспропорции выпуска молодых специалистов из образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (относительный избыток лиц, подготовленных по экономическим и юридическим специальностям);
- сохранение дефицита кадров по рабочим профессиям;
- рост обращаемости граждан в службу занятости.
Исходя из изложенного, к ключевым проблемам, решение которых определит развитие сферы занятости в 2010 году, следует отнести:
- диспропорции спроса и предложения рабочей силы: рост безработицы при одновременном сохранении структурного дефицита кадров в ряде отраслей городского хозяйства, особенно по рабочим профессиям;
- высокий уровень использования иностранной рабочей силы;
- наличие в городском банке вакансий непрестижных и низкооплачиваемых вакантных рабочих мест и должностей;
- низкий уровень среднего пособия по безработице по сравнению с прожиточным минимумом;
- рост обращаемости в службу занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- увеличение потребности граждан на рынке труда в психологической поддержке и профессиональной ориентации;
- ограниченная профессиональная мобильность рабочей силы.