Текущее состояние физической культуры и спорта в г.Москве характеризуется положительными тенденциями, связанными с возрождением лучших спортивных и физкультурных традиций, развитием спорта высших достижений и массового спорта, строительству и модернизации спортивных сооружений.
Основы для этого были созданы в ходе реализация программ "Спорт Москвы" (2004-2006 годы) и "Спорт Москвы-2" (2007-2009 годы). Это позволило не только полностью преодолеть затяжной кризис в отрасли, но и создать современную инфраструктурную, методическую и кадровую базу для физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений.
Итоги работы по реализации проектов "Спорт Москвы" и "Спорт Москвы-2" выглядят следующим образом.
В ходе реализации программ в 2004-2008 годах достигнуты следующие результаты:
Направление работы | Ключевые достижения | Что сдерживало |
Массовая физкультурно- | Число ежегодно проводимых физкультурно-массовых мероприятий возросло до 22 тысяч, а число их участников - до 1,3 млн.человек | Недостаточное качество проводимых мероприятий, количество корпоративных физкультурных организаций |
Популяризация физической культуры и спорта | Растет интерес граждан к спорту и физической культуре, престижность здорового образа жизни. Потребность граждан в занятиях физической культурой и спортом возросла до 35% | Темпы роста интереса к массовому спорту и здоровому образу жизни отстают от увеличения интереса к профессиональному спорту |
Физическое воспитание и спорт в государственных общеобразовательных учреждениях | Во внутришкольных этапах спартакиад принимают участие 600 тыс.учащихся. В течение учебного года проводится в среднем 1300 городских спортивных мероприятий | Затруднения при обеспечении укомплектованности отрасли квалифицированными кадрами |
Развитие физической культуры и спорта среди жителей города Москвы с ограниченными возможностями здоровья | Московские спортсмены успешно выступили на Паралимпийских играх в Пекине. Осуществляется приспособление всех вновь вводимых в строй спортивных сооружений для доступности лиц с ограниченными возможностями здоровья | Занятия физической культурой и спортом охватывают пока относительно небольшую часть лиц с ограниченными возможностями здоровья - 21,0 тыс.чел. Их мотивация к регулярным занятиям остается не недостаточной |
________________ | ||
Подготовка спортсменов высшей квалификации | Московские спортсмены укрепили положение основного источника для комплектования сборных России по многим видам спорта. Решены задачи по обеспечению лидерства московских спортсменов внутри России. | Отсутствие системы подготовки повышения квалификации судейских кадров. Нехватка инфраструктуры для развития легкой атлетики, а также зимних видов спорта (за исключением использующих искусственное ледовое покрытие). Рост конкуренции со стороны зарубежных стран |
________________ На летних Олимпийских играх в Пекине 2008 года москвичи завоевали золотые медали в 5 видах спорта (греко-римская борьба, художественная гимнастика, синхронное плавание, теннис, фехтование), серебряные - в 6 видах спорта, бронзовые - в 8 видах спорта. Олимпийские сборные России по синхронному плаванию и художественной гимнастике были на 100% укомплектованы москвичами. На зимних Олимпийских играх 2006 года в Турине сборной России удалось завоевать на 9 медалей больше в сравнении с 2002 годом. Москвичи завоевали 9 медалей в 8 видах спорта, в том числе золотые медали в лыжных гонках, биатлоне и фигурном катании. | ||
Реконструкция и строительство новых объектов | Введено в действие 134 новых спортивных сооружения, в том числе уникальные спортивные комплексы "Крылатское" и "Мегаспорт" (Ходынское поле). Велось интенсивное строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, позволившее повысить обеспеченность граждан спортивными сооружениями шаговой доступности до 32% | Отсутствие законодательной базы по упрощенной процедуре выделения земельных участков и упрощенной процедуры проведения конкурсов на строительство ФОКов. Рост дефицита земельных ресурсов. Недостатки в типовых проектах ФОКов |
Развитие материально-технической базы | Обеспечен переход к проведению регулярных ремонтов спортивных сооружений (не реже 1 раза в 5 лет) | Удорожание строительных материалов |
Поддержка физкультурно- | В среднем за год оказана поддержка более 250 организациям | Объемы выделенных средств |
Кадровое обеспечение | Разработаны отраслевые профессиональные стандарты. Введена система ежегодного повышения квалификации сотрудников учреждений системы Москомспорта | Нехватка квалифицированных специалистов. Необходимость скорректировать сроки разработки Программы кадрового обеспечения с учетом адаптации к изменению ситуации на рынке труда в 2008 году |
Международное и межрегиональное сотрудничество | Привлечение в Москву ряда крупных мероприятий федерального и международного уровней | Недостаточное использование потенциала взаимодействия с международными организациями |
Правовое обеспечение | Сформирована современная правовая база. Разработан проект закона города Москвы "О физической культуре и спорте в городе Москве" | Принятие закона приведет к необходимости внесения корректоровок во многие существующие нормы |
Программа "Спорт Москвы" заложила основу для воссоздания инфраструктуры, позволяющей развивать спорт по месту жительства. В рамках программы "Спорт Москвы-2" была создана полноценная модель, объединяющая ранее существовавшие и новые спортсооружения в эффективно работающую систему.
За время реализации программ "Спорт Москвы" и "Спорт Москвы-2" появились предпосылки для дальнейшего развития отрасли:
1. Рост вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом через занятия по месту жительства и месту работы, а также вследствие развития любительского и индивидуального спорта.
Количество спортивных секций и число занимающихся в них (тыс.чел.)
Далее схема.
2. Общий рост интереса граждан к спорту высших достижений благодаря достигнутым российскими спортсменами в последние годы успехам.
3. Рост вовлеченности в занятия физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет обеспечения доступности спортивной инфраструктуры для этой категории граждан.
Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся физической культурой и спортом.
Далее рисунок.
4. Усиление внимания государства к развитию физической культуры и спорта, в том числе в связи с проведением в Сочи зимних Олимпийских игр 2014 года и проведением в Казани Универсиады 2013 года.
5. Увеличение числа спортивных сооружений.
6. Повышение эффективности государственной политики в сфере физической культуры и спорта с помощью взаимодействия с общественными организациями, в том числе спортивными федерациями.
7. Реализация механизмов государственно-частного партнерства и корпоративных программ в сфере поддержки спорта высших достижений и массового спорта.
Наличие этих предпосылок позволяет спортивной отрасли перейти от выживания к комплексной модернизации и развитию в рамках Городской комплексной программы "Спорт Москвы-3" (2010-2012 годы). Она сохраняет преемственность с прежними программами в части целевых ориентиров - таких, как расширение вовлечения в занятия физической культурой и спортом всех категорий граждан, достижение успехов в спорте высших достижений, развитие Москвы как общенационального и мирового спортивного центра. Программа дополнена рядом новых направлений работы, в числе которых - развитие студенческого спорта, поддержка любительского и корпоративного спорта, поощрение индивидуальных занятий физической культурой и спортом, реализация направления "Честный спорт". В особый раздел выделена подготовка Экспериментальной сборной команды города Москвы для участия в XXII зимних Олимпийских играх и XI зимних Паралимпийских играх 2014 года в городе Сочи.
В ходе подготовки Программы был проведен анализ проблем, способных затруднить выполнение намеченных задач, и разработаны предложения по их преодолению.