Основными задачами Программы являются:
- предоставление в полном объеме жителям города Москвы социальных гарантий, установленных федеральным и городским законодательством, другими нормативными актами;
- активная социальная поддержка семей с детьми, в том числе многодетных и молодых семей, предоставление им доступного жилья, реализация мер по стимулированию рождаемости;
- улучшение условий и уровня жизни ветеранов Великой Отечественной войны, гарантированное предоставление им необходимых медицинских и социальных услуг, лекарственного обеспечения и оздоровления;
- оказание нуждающимся гражданам адресной социальной помощи;
- развитие и внедрение в практику новых форм и технологий социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов;
- дальнейшее развитие сети учреждений социальной защиты для удовлетворения потребностей жителей Москвы в различных социальных услугах;
- повышение эффективности деятельности системы социальной защиты города Москвы;
- регулярный мониторинг качества жизни населения города Москвы;
- расширение форм участия некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг и реализации социальных проектов.
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу в Программе предусмотрено продолжение работы по комплексной социальной поддержке семей с детьми в городе Москве, решению задач по стимулированию рождаемости, улучшению демографической ситуации.
В 2009-2011 годах будет продолжена активная работа по материальной и социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны и граждан старшего поколения, в том числе:
- оказание адресной помощи с учетом индивидуальных потребностей;
- предоставление патронажных услуг, обеспечение ухода на дому;
- внедрение в практику работы учреждений инновационных форм обслуживания граждан старшего поколения;
- развитие социального туризма, других форм досуга и клубной работы;
- укрепление материальной базы учреждений, работающих с ветеранами, и др.
Несмотря на неблагоприятные финансовые прогнозы в условиях глобального криза мировой экономики, в проекте бюджета города Москвы на ближайшие три года сохранено приоритетное финансирование мероприятий по социальной защите населения.
Вместе с тем, дальнейшее введение новых мер социальной поддержки должно увязываться не только с текущими возможностями по их финансированию, но и учитывать последующие перспективы их финансового обеспечения.
Социальная нагрузка на работающее население вследствие демографических проблем с каждым годом возрастает. Доля занятого населения Москвы к 2011 году по прогнозам сократится на 240 тыс.чел., в то время как на это же число возрастет численность граждан, пользующихся мерами социальной поддержки (при сохранении действующих условий их предоставления).
В связи с этим одной из целей программы является совершенствование научно-методических основ функционирования региональной системы социальной поддержки населения, необходимость перехода на более оптимальные принципы предоставления мер социальной поддержки уязвимым группам населения.
При этом необходимо учитывать, что углубление адресного подхода в этой работе возможно лишь в случае принятия на федеральном уровне решений по совершенствованию государственной пенсионной системы, устранению издержек проводимых социальных реформ, изменению шкалы налогообложения в целях снижения дифференциации доходов населения.
Одновременно необходим постоянный мониторинг качества жизни москвичей, а также внесение предложений по дальнейшему совершенствованию правовых основ предоставления государственной социальной помощи (в частности, установление более жестких рамок, при которых она может предоставляться).
В первом полугодии 2009 года предусмотрена разработка проекта закона города Москвы "О государственной социальной помощи жителям города Москвы", который позволит определить правовой статус граждан, относящихся к категории малообеспеченных, а также установить формы их социальной поддержки из бюджета города Москвы.