Недействующий

О практике совместной работы Правительства Москвы и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по развитию отечественного агропромышленного комплекса (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 25.07.2012 N 366-ПП)

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
использования программно-целевого метода

4.1. Характеристика оптового продовольственного комплекса города Москвы

Продовольственный рынок города Москвы обеспечивает продуктами питания порядка 13 млн. человек - жителей и гостей столичного мегаполиса, или свыше 9% всего населения Российской Федерации.

Москва является крупнейшим региональным центром оптовой и розничной торговли продовольствием: на долю города приходится (по данным за 2008 год) около 29% от общего объема оптового оборота и 18% от оборота розничной торговли продовольственными товарами в России.

_________________

Справочно. В 2008 году оборот оптовой торговли продовольствием в городе Москве составил 10,8 млн.тонн, оборот розничной торговли продовольственными товарами - 1104,7 млрд.рублей.


На городском уровне инфраструктура оптового продовольственного комплекса представлена 13 холодильниками и хладокомбинатами, 22 плодоовощными предприятиями и 5 крупными общетоварными базами с общей площадью складских помещений около 1,53 млн.кв.метров, более трехстами крупными, средними и малыми предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. Количество операторов московского оптового продовольственного рынка с учетом предприятий малого бизнеса составляет более 2,5 тысяч.

Отдельную группу объектов оптовой дистрибуции представляют сетевые распределительные центры, обслуживающие магазины розничных торговых сетей.

Составной частью системы товародвижения продовольствия являются операторы, действующие на районном уровне и обслуживающие движение товаров в звене "опт - мелкий опт - розница", включая магазины-склады и другие объекты мелкооптового распределения.

На продовольственный рынок города также ориентирована часть складской инфраструктуры, расположенной в Московской области, включая созданные в последние годы крупные логистические терминалы и складские комплексы, в том числе вблизи МКАД

.

4.2. Тенденции развития оптового продовольственного комплекса города Москвы в докризисный период

Реализация продовольственной, торговой и промышленной политики города Москвы через систему городских целевых программ, способствовала в последние годы значительному укреплению продовольственной безопасности столицы:

____________________

Справочно. В последние годы в Москве реализуются городские целевые программы развития оптовой торговли продовольствием, агропромышленной интеграции, развития потребительского рынка и услуг, промышленной деятельности.


1) Объем организованных поставок продовольствия в городе Москве за период 2002-2008 годов увеличился на 32,7% и составил 9,7 млн.тонн. Насыщенность продовольственного рынка позволила создать условия, при которых темпы роста потребительских цен на продовольственные товары в городе начиная с 2003 года ниже, чем в среднем по Российской Федерации.

2) Получили приоритетное развитие механизмы обеспечения продовольственной безопасности Москвы, позволяющие оказывать координирующее влияние на продовольственный рынок: организованные поставки, проходящие через материально-техническую базу оптового продовольственного комплекса, и годовые программы предприятий с финансовой поддержкой города. В 2008 году доля организованных поставок в объемах потребления основных продуктов питания населением Москвы достигла 74%, в том числе поставок по годовым программам - 36%. За счет развития конкурсности и конкурентности поставки продовольствия с финансовой поддержкой города осуществлены в объеме 2,21 млн.тонн по ценам ниже сложившихся на рынке на 5-7 %.

3) Формируются и поддерживаются на необходимом уровне городской заказ и городской резерв продовольствия в объемах, необходимых для гарантированного обеспечения организаций социальной сферы и проведения стабилизационных операций с использованием городского резерва в целях оказания сдерживающего влияния на рост розничных цен.

4) Введена в эксплуатацию Единая городская автоматизированная информационно-аналитическая система оптового продовольственного рынка Москвы (ЕГА ИАС ОПР), которая позволяет в режиме он-лайн осуществлять мониторинг, анализ и оперативный контроль показателей развития оптового продовольственного комплекса города.

В результате с учетом роста доходов и покупательной способности населения в 2002-2008 годах количественно и качественно улучшился рацион питания москвичей. Среднесуточное потребление продовольственных товаров в городе в 2008 году достигло 32,3 тыс.тонн и увеличилось по сравнению с 2002 годом на 28,3%. Возросло потребление наиболее ценных продуктов питания: мяса, рыбы, масла растительного, фруктов. Уровень потребления некоторых основных продуктов питания в семьях москвичей достиг размеров (норм), рекомендуемых Российской академией медицинских наук для жителей города.

Итоги развития оптового продовольственного комплекса города
в 2008 году

N
п/п

Целевой результат

2008 год

1.

Объем потребления продовольствия, млн.тонн

11,8

2.

Объем организованных поставок продовольствия,
проходящий через материально-техническую базу
оптового продовольственного комплекса,
млн.тонн, в т.ч.:

9,7

2.1.

основных видов продовольствия, млн.тонн,

5,25

2.1.1

из них поставляемых по годовым программам,
млн.тонн

2,23

2.2.

объем поставок продукции агрохолдингами,
млн.тонн

1,14

3.

Привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников (средства предприятий, инвесторов и др.) на инвестиционные и интеграционные проекты оптового продовольственного комплекса, млрд.руб.

10,8

4.

Создание новых рабочих мест, тыс. рабочих мест
(нарастающим итогом по итогам программ развития)

0,542

5.

Объем налоговых поступлений в бюджет города
Москвы от предприятий оптовой торговли, млрд.руб.

7,3

6.

Среднегодовой индекс потребительских цен, %

114,5


4.3. Влияние финансово-экономического кризиса на продовольственный рынок: проблемы развития, риски и угрозы продовольственной безопасности города Москвы

В условиях финансово-экономического кризиса, начавшегося во второй половине 2008 года, выявился ряд новых и обострились существовавшие ранее проблемы в сфере обеспечения продовольственной безопасности города Москвы:

1) Ухудшилось финансовое положение московских агрохолдингов и предприятий оптового продовольственного комплекса города. Снижение покупательной способности населения привело к сокращению объемов производственной деятельности и доходов предприятий. Рост цен на сырье и тарифов естественных монополий, высокая стоимость кредитных ресурсов в условиях кризиса обусловливают предельно низкую рентабельность работы целых отраслей пищевой промышленности, таких как переработка мяса, молока, зерна. Ряд предприятий оптового продовольственного комплекса города попал в зону банкротства.

2) Сократились возможности предприятий ОПК города Москвы финансировать инвестиционные и интеграционные проекты. С началом финансового кризиса коммерческое кредитование характеризуется высокой стоимостью привлечения и обслуживания, необходимостью предоставления заемщиками дополнительных гарантий, а в некоторых случаях - требованиями по досрочному погашению ранее выданных кредитов. В результате, реализация проектов за счет долгосрочных коммерческих кредитов становится маловероятной и неэффективной, даже с учетом субсидирования части процентной ставки за счет средств городского бюджета.

3) Эффективность мер финансовой поддержки предприятий оптового продовольственного комплекса со стороны города снизилась после внесения изменений в федеральное законодательство в части отмены полномочий субъектов Российской Федерации по кредитованию за счет средств бюджетов.

В этой связи первоочередными задачами обеспечения продовольственной безопасности Москвы в условиях финансово-экономического кризиса, требующими своего решения в сжатые сроки становятся: