Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

от 13 апреля 2009 года N 379

Об утверждении Инструкции по правилам заполнения, выдачи, учета и хранения медицинских свидетельств о смерти (учетная форма N 106/у-08) в ЛПУ Департамента здравоохранения города Москвы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Департамента здравоохранения города Москвы
 от 9 апреля 2014 года N 346

____________________________________________________________________


В целях совершенствования оформления, выдачи, учета и хранения медицинских свидетельств о смерти и в частичное изменение приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 17.02.2009 N 141 "О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти"

приказываю:

1. Утвердить Инструкцию по правилам заполнения, выдачи, учета и хранения медицинских свидетельств о смерти (приложение) в ЛПУ Департамента здравоохранения города Москвы, разработанную с учетом рекомендаций по порядку выдачи и заполнения медицинского свидетельства о смерти (письмо заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцовой от 19.01.2009 N 14-6/10/2-178).

2. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, руководителям лечебно-профилактических учреждений городского подчинения обеспечить неукоснительное исполнение Инструкции, утвержденной настоящим приказом.

3. Пункт 2 приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 17.02.2009 N 141 "О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти" признать утратившим силу.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения Полякова С.В.

Руководитель
Департамента здравоохранения
А.П.Сельцовский

     

Приложение
к приказу руководителя
Департамента здравоохранения
города Москвы
от 13 апреля 2009 года N 379

     

ИНСТРУКЦИЯ
по правилам заполнения, выдачи, учета и хранения медицинского свидетельства о смерти учетной формы N 106/у-08, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26.12.2008 N 782н (зарегистрированной Минюстом России 30.12.2008 N 13055)

     

     

I. Общие положения

1. В соответствии со статьей 47 Гражданского кодекса и статьей 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст.5340; 2001, N 44, ст.4149; 2002, N 18, ст.1724; 2003, N 17, ст.1553, N 28, ст.2889, N 50, ст.4855; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.25; 2006, N 1, ст.10, N 31, ст.3420) (далее - Федеральный закон) случаи рождения и смерти подлежат государственной регистрации.

2. Учетная форма N 106/у-08 "Медицинское свидетельство о смерти" (далее - свидетельство) предназначена для обеспечения государственной регистрации смерти в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС), и для государственного статистического учета.

3. Свидетельство выдается медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы: больничными учреждениями, диспансерами, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, центрами, учреждениями охраны материнства и детства (далее - ЛПУ).

4. Основные правила выдачи, учета и хранения свидетельств определены:

- в приказе Департамента здравоохранения от 23.01.96 N 40 "Об усилении контроля за сохранностью бланков медицинских документов";

- в приказе Департамента здравоохранения от 12.07.2000 N 300 "О совершенствовании системы учета, информационного обеспечения и анализа смертности в г.Москве" (приложение 5 "Инструкция о порядке выдачи врачебного свидетельства о смерти врачами поликлиник и поликлинических отделений стационарных ЛПУ");

- в инструкциях и методических рекомендациях Департамента: Инструкции Департамента здравоохранения города Москвы по патологоанатомической службе - 7 инструкций, 2007 года, Правила построения патологоанатомического диагноза, оформления медицинского свидетельства о смерти, сопоставления клинического и патологоанатомического диагнозов в соответствии с требованиями МКБ-10, 2001 год, Сроки хранения, порядок учета, выдачи и утилизации материалов и документов патологоанатомических исследований (аутопсий и биопсий), 2003 год;

- в справочнике "Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов" (Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В., М.: "Медицинское информационное агентство"), 2008 год.

5. Ответственным за заполнение свидетельства является врач. Свидетельство может заполняться медицинским персоналом по поручению врача, под его обязательным контролем и с росписью врача.

6. Государственная регистрация смерти производится органом ЗАГС по последнему месту регистрации умершего(ей), месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего(ей) или по месту нахождения медицинской организации, выдавшей свидетельство.

II. Порядок заполнения свидетельства

1. Свидетельство заполняется чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета, разборчиво, четко, без сокращений и исправлений.

Исправленный или зачеркнутый текст подтверждается записью "исправленному верить", подписью лица, заполняющего свидетельство, и круглой печатью ЛПУ. Внесение более двух исправлений в свидетельство не допускается.

2. Заполнение свидетельства производится вписыванием необходимых сведений или подчеркиванием соответствующих обозначений.

3. Заполнению подлежат все пункты свидетельства. В случае если заполнение того или иного пункта свидетельства невозможно ввиду отсутствия соответствующих сведений, в нем ставится прочерк или делается запись "неизвестно", "не установлено".

4. При заполнении свидетельства указывается полное наименование ЛПУ, его адрес и код по ОКПО (или ставится специальная печать ЛПУ с этими реквизитами).

Далее указывается дата выдачи свидетельства в формате "число, месяц, год" (например, 05.08.2008) и делается отметка о характере заполняемого свидетельства: "окончательное", "предварительное", "взамен предварительного" или "взамен окончательного".

Свидетельство с отметкой "предварительное" выдается в случаях, когда для установления или уточнения причины смерти необходимо произвести дополнительные исследования.

Невозможность установления рода смерти или других обстоятельств к моменту выдачи свидетельства не является основанием для задержки выдачи предварительного свидетельства.

После получения результатов лабораторных исследований и других необходимых сведений в срок не позднее чем через 45 дней после установления причины смерти врач-патологоанатом или судебно-медицинский эксперт оформляет новое свидетельство "взамен предварительного" или "взамен окончательного".

В случае если было выдано свидетельство с отметкой "окончательное", но в дальнейшем выявилась ошибка в причине смерти, следует заполнить новое свидетельство "взамен окончательного".

При выдаче свидетельства "взамен предварительного" или "взамен окончательного" ставится номер и указывается дата выдачи предыдущего свидетельства.

Свидетельства "взамен предварительного" и "взамен окончательного" используются для статистической разработки причин смерти.

5. При заполнении свидетельства:

5.1. В пунктах 1-3, 5, 6, 12 делается запись на основании документа, удостоверяющего личность умершего(ей), - паспорта или документа, который его заменяет, в соответствии с действующим законодательством РФ.

В пункте 1 указывается фамилия, имя, отчество по данным документа, удостоверяющего личность; у лиц, не достигших возраста четырнадцати лет, - на основании свидетельства о рождении.

Если в ЛПУ нет сведений об умершем (погибшем), делается запись "неизвестно" (следует учесть, что умершие, оставшиеся неизвестными, не имеющие документов, удостоверяющих их личность - Ф.И.О., данные которых были заполнены в медицинской документации только со слов, направляются не на патологоанатомическое, а на судебно-медицинское вскрытие) в соответствии с приказом МЗ РФ от 29.04.94 N 82 "О порядке проведения патологоанатомических вскрытий" и приказом Департамента (Комитета) здравоохранения г.Москвы от 14.01.2002 N 12 "О мерах по своевременному извещению органов внутренних дел о поступлении неизвестных граждан в учреждения здравоохранения".

5.2. В пункте 2 указывается пол - мужской или женский. В пункте 3 указывается дата рождения (число, месяц, год; например, 20.07.1961). В случае если дата рождения неизвестна, во всех подпунктах ставят прочерк. Если известен только год рождения (определен судебно-медицинским экспертом), он указывается в соответствующей позиции, а в остальных ставятся прочерки. При использовании компьютерных технологий для обработки базы данных допускается использование букв "XX" вместо неизвестных сведений (например, "XX.XX.1985").

5.3. В пункт 4 из первичной медицинской документации ЛПУ вписывается дата смерти умершего(ей) (число, месяц, год, например, в пункте ставится прочерк;

в пункт 5 "Место постоянного жительства (регистрации) умершего(ей)" вносятся сведения в соответствии с отметкой о регистрации, сделанной в документе, удостоверяющем личность;

в пункте 6 указывается принадлежность населенного пункта к городской или сельской местности.

5.4. В пункте 7 указывается место смерти, которое может не совпадать с местом постоянного жительства (регистрации) умершего(ей);

в пункте 8 указывается принадлежность населенного пункта, в котором произошла смерть, к городской или сельской местности.

5.5. В пункте 9 отмечается, где наступила смерть: на месте происшествия, в машине скорой помощи, в стационаре, дома или в другом месте.

5.6. В пункте 10 указываются сведения о детях, умерших в возрасте от 168 часов до 1 месяца: каким родился ребенок - доношенным (при сроке беременности 37-41 неделя), недоношенным (при сроке беременности менее 37 полных недель) или переношенным (42 полные недели и более);

в пункте 11 записываются сведения о детях в возрасте от 168 часов до 1 года:

- масса тела при рождении в граммах (например, 1050);

- каким по счету был ребенок у матери (считая умерших и не считая мертворожденных);

- дата рождения матери (число, месяц, год; например: 20.11.1986) и ее возраст (полных лет).

Все сведения для заполнения пунктов 10 и 11 берутся из соответствующей первичной медицинской учетной документации ЛПУ, осуществлявшего наблюдение и лечение умершего ребенка.

5.7. В пункте 12 "Семейное положение" делается запись о том, состоял(а) умерший(ая) или нет в зарегистрированном браке. При отсутствии документа, удостоверяющего личность, ставится прочерк или делается запись "неизвестно".

5.8. Документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в Российской Федерации, является документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

5.9. Пункт 13 "Образование" заполняется со слов родственников (при их отсутствии ставится прочерк или указывается "неизвестно"):

- в позиции "профессиональное": "высшее" отмечается окончившим высшее учебное заведение - институт, академию, университет и т.п.; "неполное высшее" - закончившим не менее двух курсов высшего учебного заведения и получившим диплом о неполном высшем образовании, а также тем, кто закончил обучение в объеме половины или более половины срока обучения в высшем учебном заведении; "среднее" - окончившим среднее специальное учебное заведение: техникум, училище, колледж, техникум-предприятие и т.п.; "начальное" - окончившим образовательное учреждение начального профессионального образования (профессиональное училище или лицей, школу фабрично-заводского обучения и т.п.);

- в позиции "общее": "среднее (полное)" указывается тем, кто окончил среднюю общеобразовательную школу, лицей, гимназию и т.п. и получил аттестат о среднем (полном) общем образовании; "основное" - окончившим 9 классов общеобразовательного учреждения, неполную среднюю школу, а также учащимся 10-11 классов среднего общеобразовательного учреждения; "начальное" - окончившим начальную общеобразовательную школу, а также учащимся 4-9 классов образовательного учреждения.

5.10. Пункт 14 "Занятость" заполняется со слов родственников (при их отсутствии в пункте ставится прочерк или указывается "неизвестно").

Этот пункт заполняется в соответствии с Общероссийским классификатором занятий, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года N 298.

В позиции "был(а) занят(а) в экономике":

- к "руководителям и специалистам высшего уровня квалификации" относят руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий; специалистов в области естественных и технических наук, биологических, сельскохозяйственных наук, здравоохранения, образования (астроном, химик, математик, архитектор, инженер, конструктор, аудитор, фининспектор, экономист и др.);

- к "прочим специалистам" относят специалистов среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности, здравоохранения, образования, в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности (винодел, инспектор, техник, мастер, лаборант, зоотехник, пчеловод, фельдшер, протезист, медсестра и др.);

- к "квалифицированным рабочим" относят работников, занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием (машинистка, делопроизводитель, секретарь, табельщик, счетовод, паспортист, кассир, диктор, завхоз и др.), работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли (бортпроводник, билетер, повар, няня, санитар, парикмахер, фотограф, пожарник, сотрудник милиции, киоскер, озеленитель и др.), сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства, в т.ч. производящих продукцию для личного потребления (овощевод, доярка, овцевод, егерь, стригаль, вальщик леса, рыбовод, рыбак и др.), мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (взрывник, токарь, столяр, водолаз, жестянщик, кузнец, наладчик, хлебопек и др.), операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин;

- к "неквалифицированным рабочим" относят неквалифицированных рабочих сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности (уличные торговцы, чистильщики обуви, домашняя прислуга, уборщики квартир, рабочие, занятые ремонтом зданий, мойщики окон, приемщики заказов предприятий сферы обслуживания и другие), неквалифицированных рабочих, занятых в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, на транспорте (погонщик скота, рабочий на пасеке, землекоп, мойщик автомашин и др.), неквалифицированных рабочих всех отраслей экономики (вахтеры, сторожа, кладовщики, укладчики, грузчики, весовщики, разнорабочие и др.);

- к "занятым на военной службе" относят лиц, чьи должности, профессии и занятия относятся к Вооруженным силам страны.

В позиции "не был(а) занят(а) в экономике":