Недействующий

О Городской программе "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года" (с изменениями на 12 октября 2010 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.12.2011 N 583-ПП)

5.3. Мероприятия по созданию системы стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования

1. Разработка и введение в действие методик и критериев комплексной экономической и экологической оценки эффективности внедрения энергосберегающих технических и проектных решений, технологий и оборудования и на основе методик подготовка нормативных и распорядительных документов, включая введение в действие системы по расчету прогнозируемых на кратко- и среднесрочную перспективу цен на энергоресурсы и платежей за подключение к городским сетям, учитывающих экологическую составляющую, для использования при подготовке ТЭО и стадии Проект новых строительных объектов.

2. Формирование комплексного подхода к нормативам энергопотребления, нормируемому уровню теплозащиты зданий, температурным режимам теплосетей, систем отопления и пр.

3. Учет в прогнозируемых на кратко- и среднесрочную перспективу ценах на энергоресурсы при разработке и утверждении ТЭО и стадии Проект новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых строительных объектов, экологической составляющей, полученной при сжигании органического топлива на территории города Москвы, в размере 2-4 рубля за 1 кВтч.

4. Разработка системы и введение в действие механизмов, обеспечивающих заинтересованность инвестора-застройщика во внедрении новых энергетически эффективных технологий, материалов и оборудования, включая совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере энергосберегающего домостроения на территории города Москвы.

5. Компьютерное моделирование эксплуатационных режимов зданий и его элементов на стадии Проект, и на основе моделирования оценка энергоэффективности проектируемого здания.

Важным фактором, оказывающим сдерживающее воздействие на снижение показателей энергоемкости городской экономики, является несовершенство сложившихся рыночных механизмов регулирования экономики, пока не обеспечивающих характерной для мировой рыночной экономики тенденции снижения уровня энергозатрат.

Действующее в Москве нормативное обеспечение энергосбережения можно характеризовать как имеющее в основном рекомендательный характер и выражающееся, главным образом, в виде требований к содержанию общих нормативно-правовых документов по установлению в них показателей экономного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов. При этом для обеспечения практического выполнения этих требований пока не существует отработанного механизма, учитывающего как интересы городского хозяйства, так и интересы потребителя. Поэтому важнейшей задачей данного раздела Программы, которая должна быть решена в 2010 году, должно быть создание и интеграция в городскую экономику новых, прежде всего рыночных механизмов, стимулирующих предприятия как проектировщиков, так и строителей и предприятия стройиндустрии к внедрению новых энергетически эффективных технологий, конструкций, материалов и оборудования. Должны быть созданы инструктивно-нормативные документы, разработана система и конкретные механизмы, обеспечивающие заинтересованность инвестора-застройщика во внедрении новых энергетически эффективных технологий, материалов и оборудования, включая компенсацию затрат на экспериментальную апробацию в экспериментальном строительстве, сертификацию, информационную поддержку и компенсацию потребителям, применяющим новые технологии и оборудование.

Для рыночного стимулирования повышения энергетической эффективности зданий необходимо разработать систему маркировки и ранжирование зданий по классам энергоэффективности.

Класс энергетической эффективности на стадии проектирования и эксплуатации устанавливается по данным удельного показателя тепловой энергоэффективности здания. Присвоение класса энергетической эффективности на стадии эксплуатации производится по степени снижения или повышения удельного показателя тепловой энергоэффективности здания, полученного в результате замеров и нормализованного в соответствии с расчетными условиями в сравнении с нормируемыми значениями.

При соответствии класса энергоэффективности проекта здания требуемому полученный показатель тепловой энергоэффективности и достигнутый класс энергоэффективности записывается в энергетический паспорт. При несоответствии усиливается теплозащита наружных ограждающих конструкций, либо выполняются мероприятия по повышению энергоэффективности систем отопления и вентиляции.

В зависимости от класса энергоэффективности устанавливаются тарифы на оплату энергоресурсов, стимулирующие высокие классы энергоэффективности.

Любые меры по экономическому стимулированию повышения энергетической эффективности зданий должны сопровождаться разработкой и введением в действие методик и критериев комплексной экономической и экологической оценки эффективности внедрения энергосберегающих технических и проектных решений, технологий и оборудования и на их (методик) основе подготовка нормативных и распорядительных документов, включая введение в действие системы перспективных тарифов на энергоресурсы (учитывающих экологическую составляющую) и справедливых платежей за подключение к городским сетям, используемой при подготовке ТЭО и стадии Проект новых строительных объектов.

Ошибкой существующего метода ценообразования (тарифов) на энергоресурсы является полное отсутствие учета в тарифах экологических последствий сжигания органического топлива. Учет экономического ущерба городу от загрязнения окружающей среды при сжигании традиционного топлива целесообразно осуществить в виде добавления экологической составляющей к тарифам на тепловую энергию, применяемой при разработке ТЭО и стадии Проект новых строительных объектов.

Характерной особенностью энергосберегающих технологий является существенное различие между потребительской эффективностью и эффективностью для городского хозяйства. Как показывают расчеты, при внедрении энергосберегающих технологий городское хозяйство получает экономический эффект только за счет снижения уровня загрязнения окружающей среды, не считая экономии капитальных вложений на ввод новых энергогенерирующих мощностей, а также в реконструкцию или усиление подводящих электрических и тепловых сетей. В связи с этим представляется целесообразным при реализации Программы часть полученного городским хозяйством экономического эффекта через систему льгот использовать для стимулирования как потребителей энергоресурсов и населения, так и производителей нового энергоэффективного оборудования. Законодательная и экономическая политика Москвы в этой области позволит реализовать Программу без значительных издержек для бюджета Москвы. Для учета экологической эффективности целесообразно применение экологической составляющей в размере 2-4 рубля за 1 кВтч энергии, полученной при сжигании органического топлива на территории города, в тарифах на энергоресурсы, используемых при разработке и утверждении ТЭО и стадии Проект новых строительных объектов.

Важным аспектом Программы является формирование комплексного подхода к нормативам энергопотребления, нормируемому уровню теплозащиты зданий, температурным режимам теплосетей, систем отопления и пр.

Эффективность энергосбережения может быть достигнута только при сочетании новых энергоэффективных технологий и оборудования с рациональными решениями в области архитектуры, объемно-планировочных решений зданий, а также их ограждающих конструкций, тепловых сетей и пр., полученном на основе рассмотрения комплекса: климат + энерго-генерирующее оборудование + тепловые и электрические сети + здание как единой экоэнергетической системы, несмотря на противоречивость интересов потребителя энергии и энергопроизводящих компаний.

Первым основным и достаточно очевидным противоречием являются стратегические интересы энергопроизводящих компаний в максимальном увеличении объема продаж энергетических ресурсов, и стратегические интересы потребителя в минимальном потреблении последних. Таким образом, если рассматривать проблему энергосбережения отдельно у производителя энергии и отдельно у потребителя (существующее состояние в действующих нормативных документах), то, гипотетически, можно представить себе ситуацию, когда потребитель достигнет уровня энергосбережения в размере 90% от сегодняшнего. В результате потери в тепловых сетях могут достичь 80-90% от энергии, полученной потребителем, поскольку потери в сетях определяются в основном температурным режимом теплоносителя и качеством теплозащиты тепловых сетей, и в значительно меньшей степени зависят от количества транспортируемой тепловой энергии. В итоге все это приведет к тому, что себестоимость энергии у производителя повысится, поскольку уменьшится объем ее продаж. Так или иначе, в конечном счете, эти издержки оплатит потребитель, который и так уже инвестировал немалые средства в энергосбережение и, как выясняется, часть этих инвестиций, возможно, была напрасной. С этими проблемами уже сталкиваются некоторые развитые европейские страны. Так, например, Дания уже сегодня вынуждена снижать температуру теплоносителя в магистральных тепловых сетях, поскольку, при очень высоком качестве теплозащиты тепловых сетей, теряет в них до 25% транспортируемой тепловой энергии.

Вторым противоречием является различие экологических и потребительских интересов москвичей. С одной стороны, как жители города, они заинтересованы в экологической чистоте городской среды, а с другой стороны, потребление энергетических ресурсов обуславливает загрязнение городской среды. Разрешение этого противоречия стоит сегодня на повестке дня у администраций многих крупных городов планеты и фактически является мировой проблемой. Решение ее, по-видимому, будет индивидуальным для каждого города, в зависимости от климатических условий, уровня жизни, условий топливоснабжения и пр.

Таким образом, существует некий оптимальный уровень энергосбережения у потребителя, который, с одной стороны, удовлетворяет потребителя как с точки зрения единовременных капитальных вложений в энергосберегающие и экологические мероприятия, так и с точки зрения эксплуатационных затрат, а с другой стороны обеспечивает достаточные объемы производства энергии и приемлемую структуру ее себестоимости у энергопроизводящей компании. Другими словами существует целесообразный уровень энергосбережения, который устраивает потребителя, энергопроизводящие компании и город - с точки зрения экологических последствий сжигания органического топлива.

Для иллюстрации важности этой задачи рассмотрим результаты "численных экспериментов" по оценке экономически целесообразного уровня теплозащиты зданий, рассматривающих комплекс: климат + энергогенерирующее оборудование + тепловые и электрические сети + здание как единую экоэнергетическую систему. Численные эксперименты проводились на примере гипотетического строительства нового жилого района Москвы, состоящего из 1000 базовых жилых зданий с общей площадью квартир 7 млн.кв.метров и расчетным количеством жителей 300 тыс. человек. Часть исходных данных для проведения расчетов (капитальные вложения в РТС, тепловые и электрические сети и пр.) была получена из удельных стоимостных показателей системы энергоснабжения экспериментального района "Куркино".

На рисунке 5-2 представлены результаты первого численного эксперимента в виде зависимости приведенных затрат П на строительство и эксплуатацию 1 кв.метра отапливаемой площади базового дома от обобщенного сопротивления теплопередаче его (дома) теплозащитной оболочки Rоб. При этом нормативная эффективность капиталовложений (Енп) принята равной 10% в год. В этом эксперименте стоимость энергоносителей принята на сегодняшнем уровне Ст = 0,05$США/кВтч и Сэл = 0,08$США/кВтч, а удельная стоимость увеличения на 1 м оболочки·град/Вт обобщенного сопротивления теплопередаче теплозащитной оболочки здания Сут принята равной 4,0 ($США/м от.пл)·(Вт/(м оболочки·°С)). Вертикальной линией на графике отмечено экономически целесообразное обобщенное сопротивление теплопередаче теплозащитной оболочки здания, при котором приведенные затраты П на строительство и эксплуатацию 1 кв.метра отапливаемой площади базового дома - минимальны.

Представленные результаты численных экспериментов достаточно наглядно свидетельствуют о том, что проблема повышения уровня теплозащиты наружных ограждающих конструкций в Москве еще не "закрыта", но дальнейшие шаги в этом направлении должны быть сделаны на основе нового подхода к комплексу здание + система энергоснабжения + климат + окружающая среда как к единой экоэнергетической системе.



Рисунок 5-2. Зависимость приведенных затрат П на строительство и эксплуатацию 1 кв.метра отапливаемой площади базового дома от обобщенного сопротивления теплопередаче теплозащитной оболочки Rоб.; Ст = 0,05$США/кВтч, Сэл = 0,08$США/кВтч, Сут = 4,0 ($США/м от.пл) Вт/(м оболочки·°С).