Недействующий

О Городской программе "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года" (с изменениями на 12 октября 2010 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.12.2011 N 583-ПП)

2.3. Содержание основных направлений решения проблемы энергосберегающего домостроения


Решение проблемы энергосберегающего домостроения сегодня невозможно только за счет применения традиционных "пассивных" энергосберегающих технологий и мероприятий, предусматривающих только увеличение теплозащитных свойств наружных ограждающих конструкций зданий. Дело в том, что этот ресурс экономии энергии сегодня практически исчерпан. Сегодня трансмиссионные теплопотери (потери тепла через наружные ограждающие конструкции) зданий составляют примерно одну четверть от общего теплопотребления здания. Оставшиеся три четверти теплопотребления приходятся на вентиляцию и горячее водоснабжение. В связи с этим, на первый план в Программе выходят технологии, технические решения и оборудование "активного" энергосбережения. Это, прежде всего, системы вентиляции, утилизирующие сбросное тепло вентвыбросов и других вторичных энергоресурсов, теплонасосные системы теплохладоснабжения, использующие тепло грунта и других нетрадиционных источников энергии, двухтрубные системы отопления с регулируемой теплоотдачей, а также системы учета и контроля потребления энергоресурсов и управления микроклиматом. Именно в этом направлении сосредоточен наибольший резерв экономии энергии.

Однако применение технологий "активного" энергосбережения сопряжено с необходимостью создания нового высокотехнологичного оборудования и его апробации в натурных условиях московского климата. Опыта использования таких технологий у городского строительства практически нет, за исключением нескольких экспериментальных объектов (энергоэффективные дома в мкр.Никулино-2 и Куркино, теплонасосная станция в г.Зеленограде). На рынке присутствует в основном импортное оборудование, разработанное для климатических условий Европы и, как правило, не адаптированное для климатических условий Москвы. В связи с этим одним из важнейших направлений Программы является направление научно-технического обеспечения Программы, предусматривающее создание новых энергоэффективных технологий и оборудования, их экспериментальную апробацию в натурных условиях эксплуатации и разработку нормативно-технического обеспечения их проектирования, монтажа и эксплуатации.

Несмотря на практическую "исчерпанность" ресурса экономии энергии за счет увеличения теплозащитных свойств наружных ограждающих конструкций, в Программе предусмотрено повышение на 10-15% приведенного сопротивления теплопередаче наружных стен и доведение его до 3,5 мград/Вт, а окон до 0,8-1,0 мград/Вт. При этом важно заметить, что повышение теплозащитных качеств наружных ограждающих конструкций потребует разработки и применения новых технологических и технических решений, включая решения по повышению тепловой однородности конструкций. Очень важной составляющей этого направления Программы являются технологии и технические решения повышения качества создания теплозащитной оболочки здания (повышение качества теплоизоляции фасадов, стыков, узлов примыканий и пр.). Сегодня, к сожалению, во многих случаях теплозащита зданий соответствует нормативным требованиям только на бумаге. Нарушения технологии устройства теплоизоляции при монтаже фасадов, панелей и т.д. зачастую приводят к резкому снижению теплозащитных свойств здания.

Еще одним важнейшим направлением решения проблемы энергосберегающего домостроения является разработка и введение в действие рыночных механизмов, стимулирующих внедрение в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования и содействующих привлечению внебюджетных финансовых средств в городские энергосберегающие проекты. В рамках этого направления Программы будут разработаны механизмы внедрения объектов интеллектуальной собственности, созданных при реализации Программы, а также механизмы рыночной оценки экологической и энергетической эффективности зданий. Планируемая Программой обязательная энергетическая паспортизация помещений площадью более 100 кв.м позволит создать систему маркировки энергетической эффективности зданий и помещений, которая в дальнейшем обеспечит энергоэффективным помещениям конкурентные преимущества на рынке недвижимости. Здесь необходимо отметить, что, как показывают расчеты, при внедрении энергосберегающих мероприятий на 1 рубль экономического эффекта, получаемого потребителем от экономии энергии, городская экономика получает до 9 рублей за счет экономии капитальных вложений в инфраструктуру (ТЭЦ, тепловые сети и т.д.) и экологического эффекта от снижения загрязнения окружающей среды в городе. В связи с эти представляется целесообразным экономически стимулировать владельцев энергоэффективных помещений. Маркировка энергетической эффективности помещений и зданий позволит ранжировать конкретные объемы стимулирования в зависимости от уровня энергетической эффективности помещений.