Наименование Программы | Городская программа "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года" | ||||||||||||||
Основание для разработки Программы | Закон города Москвы от 5 июля 2006 года N 35 "Об энергосбережении в городе Москве". | ||||||||||||||
Государственный заказчик- | Департамент городского строительства города Москвы. Персональный руководитель Программы - Косован А.Д. | ||||||||||||||
Государственные заказчики Программы | Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Департамент науки и промышленной политики города Москвы Департамент городского строительства города Москвы | ||||||||||||||
(подраздел дополнен с 19 октября 2010 года постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 года N 908-ПП, - см. предыдущую редакцию) | |||||||||||||||
Разработчики Программы | Центр энергосбережения и эффективного использования нетрадиционных источников энергии в строительном комплексе ГУП "НИИМосстрой" | ||||||||||||||
Основные исполнители Программы | Органы исполнительной власти города Москвы, а также иные исполнители, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд | ||||||||||||||
Сроки реализации программы | Сроки реализации Программы - 2010-2014 годы | ||||||||||||||
Цель Программы | Обеспечение устойчивого развития города Москвы за счет эффективного использования энергетических ресурсов в городском строительстве и достижения к 2025 году повышения показателя энергоэффективности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации жилых и общественных зданий не менее 43%, из которых 25% будут достигнуты непосредственно за счет реализации мероприятий Программы. | ||||||||||||||
Основные задачи Программы | Основные задачи Программы следующие: | ||||||||||||||
2. Повышение энергетической и экологической эффективности продукции массового строительства. | |||||||||||||||
3. Разработка и введение в действие рыночных механизмов, стимулирующих внедрение в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, оборудования, а также механизмов привлечения внебюджетных средств в энергосберегающие проекты, включая совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере энергосберегающего домостроения на территории города Москвы. | |||||||||||||||
4. Развитие экспериментального проектирования и строительства, включая создание и введение в действие механизмов инновационной стратегии строительного комплекса Москвы, предусматривающих натурную апробацию инновационных энергоэффективных материалов, технологий и оборудования на экспериментальных объектах. | |||||||||||||||
5. Создание системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования. | |||||||||||||||
6. Создание системы обучения и подготовки кадров, а также системы информационной и методической поддержки участников Программы и населения в решении проблем экономии топливно-энергетических ресурсов. | |||||||||||||||
Основные мероприятия Программы | Реализация Программы предполагает осуществление следующих основных мероприятий. | ||||||||||||||
1.1. Вовлечение в систему сертификации строительного комплекса стандартов независимых саморегулируемых и общественных организаций, профессиональных ассоциаций и объединений. Создание и оснащение сертификационных центров, аккредитованных при строительном комплексе города Москвы. | |||||||||||||||
1.2. Введение обязательных энергетических обследований, энергетической сертификации и паспортизации, а также системы маркировки энергоэффективности зданий и помещений площадью больше 100 кв.м. | |||||||||||||||
1.3. Разработка и введение в действие нормативно-технического обеспечения проектирования, монтажа и эксплуатации механических приточно-вытяжных систем вентиляции с утилизацией теплоты вентиляционных выбросов, теплонасосных систем теплохладоснабжения, эффективных отопительных приборов с регулируемой теплоотдачей, систем автоматизированного учета и управления микроклиматом и т.д. | |||||||||||||||
2. Мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства, в том числе: | |||||||||||||||
2.1. Разработка и внедрение новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, включая повышение требований к приведенному сопротивлению теплопередаче балконных дверей и окон до уровня 0,8-1,0 град м(2)/Вт (сегодня - 0,54). | |||||||||||||||
2.2. Снижение годовых затрат на отопление и вентиляцию жилых зданий до уровня 75-80 кВтч/м в год. | |||||||||||||||
____________________________________________________________________ Подпункт 1.3 пункта 2 предыдущей редакции с 19 октября 2010 года считается подпунктом 2.3 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 12 октября 2010 года N 908-ПП. ___________________________________________________________________ | |||||||||||||||
2.3. Внедрение при проектировании и строительстве зданий и сооружений энергоэффективных технологических и технических решений и оборудования "активного" энергосбережения, в том числе механических приточно-вытяжных систем вентиляции с утилизацией теплоты вентиляционных выбросов, теплонасосных систем теплоснабжения, систем аккумулирования тепловой энергии, эффективных отопительных приборов с регулируемой теплоотдачей, систем автоматизированного учета потребления энергоресурсов и управления микроклиматом и т.д. | |||||||||||||||
2.4. Разработка и введение в действие нормативов и регламентов холодоснабжения жилых и общественных зданий, включая требования по снижению летних пиков электрической нагрузки и регламенты оснащения системами кондиционирования как строящихся, так и эксплуатируемых жилых домов. | |||||||||||||||
3. Мероприятия по созданию системы стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, в том числе: | |||||||||||||||
3.1. Разработка и введение в действие методик и критериев комплексной экономической и экологической оценки эффективности внедрения энергосберегающих технических и проектных решений, технологий и оборудования и на их (методик) основе подготовка нормативных и распорядительных документов. | |||||||||||||||
3.2. Формирование комплексного подхода к нормативам энергопотребления, нормируемому уровню теплозащиты зданий, температурным режимам теплосетей, систем отопления и пр. | |||||||||||||||
3.3. Учет в прогнозируемых на кратко- и среднесрочную перспективу ценах на энергоресурсы при разработке и утверждении ТЭО и стадии Проект новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых строительных объектов, экологической составляющей, полученной при сжигании органического топлива на территории города Москвы, в размере 2-4 рубля за 1 кВтч. | |||||||||||||||
3.4. Разработка системы и введение в действие механизмов, обеспечивающих заинтересованность инвестора-застройщика во внедрении новых энергетически эффективных технологий, материалов и оборудования, включая совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере энергосберегающего домостроения на территории города Москвы. | |||||||||||||||
4. Мероприятия по развитию экспериментального проектирования и строительства, в том числе: | |||||||||||||||
4.1. Создание и введение в действие механизмов инновационной стратегии строительного комплекса города Москвы, предусматривающих натурную апробацию инновационных энергоэффективных материалов, технологий и оборудования на экспериментальных объектах. | |||||||||||||||
4.2. Экспериментальное проектирование и строительство не менее двух (новое строительство или реконструкция) демонстрационных экспериментальных энергоэффективных жилых кварталов (общей площадью 200 тыс.кв.метров) и общественных зданий, их опытная эксплуатация и освоение промышленного производства нового апробированного в натурных условиях энергоэффективного оборудования, конструкций, материалов и комплектующих изделий. | |||||||||||||||
4.3. Разработка и введение в действие механизмов, обеспечивающих внедрение интеллектуальной собственности, созданной и/или апробированной в рамках экспериментального проектирования и строительства, включая долевое участие города в интеллектуальной собственности, созданной в случае финансирования инновационной части экспериментального проектирования и строительства из средств бюджета города Москвы. | |||||||||||||||
5. Мероприятия по созданию системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, в том числе: | |||||||||||||||
5.1. Разработка комплекса соответствующих научно-исследовательских работ, направленных на создание энергоэффективных технологий и оборудования, в том числе по обоснованию механизмов государственного управления и инструментов обеспечения управления деятельностью в области энергосберегающего домостроения. | |||||||||||||||
5.2. Научно-техническое обеспечение экспериментального проектирования и строительства не менее двух (новое строительство или реконструкция) демонстрационных экспериментальных энергоэффективных жилых кварталов (общей площадью 200 тыс.кв.метров) и общественных зданий. | |||||||||||||||
5.3. Подготовка "Реестра стратегически важных для города Москвы инновационных технологий и приоритетных направлений НИОКР в области энергосбережения на 2010-2014 годы". | |||||||||||||||
6. Мероприятия по созданию системы обучения и подготовки кадров стройиндустрии в области энергосберегающего домостроения, а также системы информационной и методической поддержки участников Программы и населения, в том числе: | |||||||||||||||
6.1. Обеспечение информационной и методической поддержки участников Программы, производителей энергосберегающей продукции и населения в решении проблем экономии топливно-энергетических ресурсов, в том числе и в части рекламы, популяризации новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, а также обучения и подготовки квалифицированных кадров по монтажу, эксплуатации и сервисному обслуживанию нового энергоэффективного оборудования. | |||||||||||||||
6.2. Организация и проведение конференций, выставок, семинаров по проблемам энергосбережения. | |||||||||||||||
6.3. Организация рейтинговой системы поощрения за использование новых энергоэффективных решений, а также конкурса и премии "Энергоэффективный проект года" с номинациями: | |||||||||||||||
- "Энергоэффективный жилой дом"; | |||||||||||||||
- "Энергоэффективное общественное здание" (офис, торговый центр, спортивное сооружение и т.д.); | |||||||||||||||
- "Энергоэффективное производство". | |||||||||||||||
Финансовое обеспечение Программы | Общий объем финансирования мероприятий Программы 2321 млн.руб. | ||||||||||||||
Мероприятия (коды бюджетной классификации расходов) | Объемы финансирования за счет бюджета города Москвы, в том числе по отдельным разделам и статьям расходов по годам, млн.руб. | ||||||||||||||
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Всего за период 2010-2014 годов | ||||||||||
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | |||||||||||||||
Мероприятия по созданию системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация НИОКР, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования | 125 | 220 | 245 | 153 | 94 | 837 | |||||||||
Капитальные вложения | |||||||||||||||
Мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства | Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств Адресной инвестиционной программы | ||||||||||||||
Мероприятия по модернизации системы сертификации и нормативно-технической документации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе | 45 | 92 | 105 | 32 | 27 | 301 | |||||||||
Мероприятия по созданию системы стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования | 63 | 89 | 72 | 55 | 55 | 334 | |||||||||
Мероприятия по развитию экспериментального проектирования и строительства | 30 | 224 | 256 | 160 | 50 | 720 | |||||||||
ИТОГО: | 263 | 625 | 678 | 400 | 226 | 2192 | |||||||||
| |||||||||||||||
Мероприятия Программы | Объемы финансирования из внебюджетных источников, млн.руб. | ||||||||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Всего за период | Всего за период | |||||||||
Объем внебюджетных средств, привлеченных для реализации мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства | 340 | 1210 | 2430 | 4050 | 4050 | 12080 | 24300 | ||||||||
ИТОГО: | 340 | 1210 | 2430 | 4050 | 4050 | 12080 | 24300 | ||||||||
Ожидаемые результаты реализации |
| ||||||||||||||
Программы | Показатели | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2010- | 2010- | |||||||
Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс.МВтч/год | 4,4 | 138,9 | 533,5 | 1342,2 | 2404,3 | 4423,3 | 14692,8 | ||||||||
Снижение тепловой нагрузки построенных зданий - годовая экономия тепловой мощности теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей (нарастающим итогом), МВт | 8,1 | 94,4 | 299,5 | 691,7 | 1083,8 | 1083,8 | 3479,8 | ||||||||
Снижение электрической нагрузки построенных зданий - годовая экономия электрической мощности электро- | 4,1 | 37,2 | 114,5 | 260,2 | 405,9 | 405,9 | 1251,4 | ||||||||
| |||||||||||||||
Показатели | 2010-2014 годы | 2010-2020 годы | |||||||||||||
Суммарная экономия тепловой энергии, тыс.МВтч | 4423,3 | 14692,8 | |||||||||||||
Снижение тепловой нагрузки зданий, МВт | 1083,8 | 3479,8 | |||||||||||||
Снижение электрической нагрузки зданий, МВт | 405,9 | 1251,4 | |||||||||||||
Суммарная экономия природного газа, млн.куб.м | 442,3 | 1469,3 | |||||||||||||
Суммарное сокращение выбросов в атмосферу диоксида углерода и других вредных веществ, тыс.т | 884,7 | 2938,6 | |||||||||||||
Ожидаемая экономия капвложений в инфраструктуру города, млрд.руб., в том числе: | 38,9 | 122,4 | |||||||||||||
экономия капвложений в теплогенерирующие мощности и сети; | 18,6 | 59,9 | |||||||||||||
экономия капвложений в электрогенерирующие мощности и сети. | 20,3 | 62,6 | |||||||||||||
Ожидаемый экономический эффект от экономии энергии у потребителей, млрд.руб. | 4,4 | 14,7 | |||||||||||||
Стоимость сэкономленных квот на выбросы СО, млрд.руб. | 0,3 | 1,0 | |||||||||||||
Система организации управления и контроля за реализацией Программы | В соответствии с Законом города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве" основой проведения городской государственной политики в области энергосбережения является Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП. | ||||||||||||||
(строка в редакции, введенно в действие с 19 октября 2010 года постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 года N 908-ПП, - см. предыдущую редакцию) | |||||||||||||||
Городская программа "Энергосберегающее домостроение в городе Москве в 2010-2014 годах и на перспективу до 2020 года" фактически является отраслевым структурным элементом городской политики в области энергосбережения, детализирующим и развивающим в пределах компетенции Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы мероприятия раздела "Энергосбережение в строительном комплексе" Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года". | |||||||||||||||
Функции государственного заказчика-координатора работ и руководство Программой осуществляются Департаментом городского строительства города Москвы. Функции государственных заказчиков по обеспечению выполнения мероприятий Программы возложены на Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы и Департамент городского строительства города Москвы. | |||||||||||||||
(строка дополнена с 19 октября 2010 года постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 года N 908-ПП, - см. предыдущую редакцию) | |||||||||||||||
Научно-техническая политика Программы определяется Комиссией по энергосбережению города Москвы, созданной постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 года N 991-ПП и Межведомственным экспертным советом по энергосбережению в строительстве на территории города Москвы, созданным при Департаменте городского строительства города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.10.2008 N 1012-ПП. | |||||||||||||||
Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики Программы несут всю полноту ответственности за реализацию Программы, осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и расходование выделенных на ее выполнение средств бюджета города Москвы. | |||||||||||||||
Для повышения эффективности контроля за реализацией Программы и достижением планируемых показателей Межведомственный экспертный совет по энергосбережению в строительстве на территории города Москвы собирает, обобщает и рассматривает на своем заседании информацию о реализации мероприятий Программы и не реже одного раза в полугодие представляет аналитический отчет государственному заказчику-координатору Программы и в Комиссию по энергосбережению города Москвы. Оперативное управление Программой осуществляется ее Дирекцией, функции которой выполняются специализированной организацией, определяемой на конкурсной основе. | |||||||||||||||
Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы государственные заказчики программы представляют отчеты о ходе выполнения программных мероприятий государственному заказчику-координатору программы: до 15 февраля - за отчетный год, до 31 октября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. | |||||||||||||||
Департамент городского строительства города Москвы ежегодно представляет в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы и в Департамент экономической политики и развития города Москвы сводный отчет по программе в целом: до 1 марта - за отчетный год, до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. | |||||||||||||||
Контроль за реализацией Программы осуществляют Контрольно-счетная палата Москвы, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы, Департамент финансов города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы. |