Недействующий

О Городской программе "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года" (с изменениями на 12 октября 2010 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.12.2011 N 583-ПП)

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Городская программа "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года"

Основание для разработки Программы

Закон города Москвы от 5 июля 2006 года N 35 "Об энергосбережении в городе Москве".

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".

Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП.

Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2009 года N 75-ПП "О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства".

Поручение Мэра Москвы от 27.08.2008 N 4-14-5666/8-1

Государственный заказчик-
координатор Программы

Департамент городского строительства города Москвы. Персональный руководитель Программы - Косован А.Д.

Государственные заказчики Программы

Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы Департамент науки и промышленной политики города Москвы

Департамент городского строительства города Москвы

(подраздел дополнен с 19 октября 2010 года постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 года N 908-ПП, - см. предыдущую редакцию)

Разработчики Программы

Центр энергосбережения и эффективного использования нетрадиционных источников энергии в строительном комплексе ГУП "НИИМосстрой"

Основные исполнители Программы

Органы исполнительной власти города Москвы, а также иные исполнители, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд

Сроки реализации программы

Сроки реализации Программы - 2010-2014 годы

Начало реализации Программы - 2010 год

Цель Программы

Обеспечение устойчивого развития города Москвы за счет эффективного использования энергетических ресурсов в городском строительстве и достижения к 2025 году повышения показателя энергоэффективности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации жилых и общественных зданий не менее 43%, из которых 25% будут достигнуты непосредственно за счет реализации мероприятий Программы.

Основные задачи Программы

Основные задачи Программы следующие:

1. Модернизация нормативно-технической документации и системы сертификации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе.

2. Повышение энергетической и экологической эффективности продукции массового строительства.

3. Разработка и введение в действие рыночных механизмов, стимулирующих внедрение в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, оборудования, а также механизмов привлечения внебюджетных средств в энергосберегающие проекты, включая совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере энергосберегающего домостроения на территории города Москвы.

4. Развитие экспериментального проектирования и строительства, включая создание и введение в действие механизмов инновационной стратегии строительного комплекса Москвы, предусматривающих натурную апробацию инновационных энергоэффективных материалов, технологий и оборудования на экспериментальных объектах.

5. Создание системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования.

6. Создание системы обучения и подготовки кадров, а также системы информационной и методической поддержки участников Программы и населения в решении проблем экономии топливно-энергетических ресурсов.

Основные мероприятия Программы

Реализация Программы предполагает осуществление следующих основных мероприятий.

1. Мероприятия по модернизации нормативно-технической документации и системы сертификации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе, в том числе:

1.1. Вовлечение в систему сертификации строительного комплекса стандартов независимых саморегулируемых и общественных организаций, профессиональных ассоциаций и объединений. Создание и оснащение сертификационных центров, аккредитованных при строительном комплексе города Москвы.

1.2. Введение обязательных энергетических обследований, энергетической сертификации и паспортизации, а также системы маркировки энергоэффективности зданий и помещений площадью больше 100 кв.м.

1.3. Разработка и введение в действие нормативно-технического обеспечения проектирования, монтажа и эксплуатации механических приточно-вытяжных систем вентиляции с утилизацией теплоты вентиляционных выбросов, теплонасосных систем теплохладоснабжения, эффективных отопительных приборов с регулируемой теплоотдачей, систем автоматизированного учета и управления микроклиматом и т.д.

2. Мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства, в том числе:

2.1. Разработка и внедрение новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, включая повышение требований к приведенному сопротивлению теплопередаче балконных дверей и окон до уровня 0,8-1,0 град м(2)/Вт (сегодня - 0,54).

2.2. Снижение годовых затрат на отопление и вентиляцию жилых зданий до уровня 75-80 кВтч/м в год.

____________________________________________________________________           

Подпункт 1.3 пункта 2 предыдущей редакции с 19 октября 2010 года считается подпунктом 2.3 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 12 октября 2010 года N 908-ПП.

___________________________________________________________________

2.3. Внедрение при проектировании и строительстве зданий и сооружений энергоэффективных технологических и технических решений и оборудования "активного" энергосбережения, в том числе механических приточно-вытяжных систем вентиляции с утилизацией теплоты вентиляционных выбросов, теплонасосных систем теплоснабжения, систем аккумулирования тепловой энергии, эффективных отопительных приборов с регулируемой теплоотдачей, систем автоматизированного учета потребления энергоресурсов и управления микроклиматом и т.д.

2.4. Разработка и введение в действие нормативов и регламентов холодоснабжения жилых и общественных зданий, включая требования по снижению летних пиков электрической нагрузки и регламенты оснащения системами кондиционирования как строящихся, так и эксплуатируемых жилых домов.

3. Мероприятия по созданию системы стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, в том числе:

3.1. Разработка и введение в действие методик и критериев комплексной экономической и экологической оценки эффективности внедрения энергосберегающих технических и проектных решений, технологий и оборудования и на их (методик) основе подготовка нормативных и распорядительных документов.

3.2. Формирование комплексного подхода к нормативам энергопотребления, нормируемому уровню теплозащиты зданий, температурным режимам теплосетей, систем отопления и пр.

3.3. Учет в прогнозируемых на кратко- и среднесрочную перспективу ценах на энергоресурсы при разработке и утверждении ТЭО и стадии Проект новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых строительных объектов, экологической составляющей, полученной при сжигании органического топлива на территории города Москвы, в размере 2-4 рубля за 1 кВтч.

3.4. Разработка системы и введение в действие механизмов, обеспечивающих заинтересованность инвестора-застройщика во внедрении новых энергетически эффективных технологий, материалов и оборудования, включая совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере энергосберегающего домостроения на территории города Москвы.

4. Мероприятия по развитию экспериментального проектирования и строительства, в том числе:

4.1. Создание и введение в действие механизмов инновационной стратегии строительного комплекса города Москвы, предусматривающих натурную апробацию инновационных энергоэффективных материалов, технологий и оборудования на экспериментальных объектах.

4.2. Экспериментальное проектирование и строительство не менее двух (новое строительство или реконструкция) демонстрационных экспериментальных энергоэффективных жилых кварталов (общей площадью 200 тыс.кв.метров) и общественных зданий, их опытная эксплуатация и освоение промышленного производства нового апробированного в натурных условиях энергоэффективного оборудования, конструкций, материалов и комплектующих изделий.

4.3. Разработка и введение в действие механизмов, обеспечивающих внедрение интеллектуальной собственности, созданной и/или апробированной в рамках экспериментального проектирования и строительства, включая долевое участие города в интеллектуальной собственности, созданной в случае финансирования инновационной части экспериментального проектирования и строительства из средств бюджета города Москвы.

5. Мероприятия по созданию системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, в том числе:

5.1. Разработка комплекса соответствующих научно-исследовательских работ, направленных на создание энергоэффективных технологий и оборудования, в том числе по обоснованию механизмов государственного управления и инструментов обеспечения управления деятельностью в области энергосберегающего домостроения.

5.2. Научно-техническое обеспечение экспериментального проектирования и строительства не менее двух (новое строительство или реконструкция) демонстрационных экспериментальных энергоэффективных жилых кварталов (общей площадью 200 тыс.кв.метров) и общественных зданий.

5.3. Подготовка "Реестра стратегически важных для города Москвы инновационных технологий и приоритетных направлений НИОКР в области энергосбережения на 2010-2014 годы".

6. Мероприятия по созданию системы обучения и подготовки кадров стройиндустрии в области энергосберегающего домостроения, а также системы информационной и методической поддержки участников Программы и населения, в том числе:

6.1. Обеспечение информационной и методической поддержки участников Программы, производителей энергосберегающей продукции и населения в решении проблем экономии топливно-энергетических ресурсов, в том числе и в части рекламы, популяризации новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, а также обучения и подготовки квалифицированных кадров по монтажу, эксплуатации и сервисному обслуживанию нового энергоэффективного оборудования.

6.2. Организация и проведение конференций, выставок, семинаров по проблемам энергосбережения.

6.3. Организация рейтинговой системы поощрения за использование новых энергоэффективных решений, а также конкурса и премии "Энергоэффективный проект года" с номинациями:

- "Энергоэффективный жилой дом";

- "Энергоэффективное общественное здание" (офис, торговый центр, спортивное сооружение и т.д.);

- "Энергоэффективное производство".

Финансовое обеспечение Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы 2321 млн.руб.

в т.ч. по годам реализации:

Мероприятия (коды бюджетной классификации расходов)

Объемы финансирования за счет бюджета города Москвы, в том числе по отдельным разделам и статьям расходов по годам, млн.руб.

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Всего за период 2010-2014 годов

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Мероприятия по созданию системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация НИОКР, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования

125

220

245

153

94

837

Капитальные вложения

Мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства

Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств Адресной инвестиционной программы

Мероприятия по модернизации системы сертификации и нормативно-технической документации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе

45

92

105

32

27

301

Мероприятия по созданию системы стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования

63

89

72

55

55

334

Мероприятия по развитию экспериментального проектирования и строительства

30

224

256

160

50

720

ИТОГО:

263

625

678

400

226

2192


Объем средств, привлекаемых для реализации Программы из внебюджетных источников 36380 млн.рублей, в том числе по годам реализации:

Мероприятия Программы

Объемы финансирования из внебюджетных источников, млн.руб.

2010

2011

2012

2013

2014

Всего за период
2010-
2014 годов

Всего за период
2015-
2020 годов

Объем внебюджетных средств, привлеченных для реализации мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства

340

1210

2430

4050

4050

12080

24300

ИТОГО:

340

1210

2430

4050

4050

12080

24300

Ожидаемые результаты реализации


Годовая экономия энергоресурсов по годам:

Программы

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

2010-
2014 годы

2010-
2020 годы

Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс.МВтч/год

4,4

138,9

533,5

1342,2

2404,3

4423,3

14692,8

Снижение тепловой нагрузки построенных зданий - годовая экономия тепловой мощности теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей (нарастающим итогом), МВт

8,1

94,4

299,5

691,7

1083,8

1083,8

3479,8

Снижение электрической нагрузки построенных зданий - годовая экономия электрической мощности электро-
генерирующего оборудования и электрических сетей (нарастающим итогом), МВт

4,1

37,2

114,5

260,2

405,9

405,9

1251,4


Суммарные показатели базового сценария Программы:

Показатели

2010-2014 годы

2010-2020 годы

Суммарная экономия тепловой энергии, тыс.МВтч

4423,3

14692,8

Снижение тепловой нагрузки зданий, МВт

1083,8

3479,8

Снижение электрической нагрузки зданий, МВт

405,9

1251,4

Суммарная экономия природного газа, млн.куб.м

442,3

1469,3

Суммарное сокращение выбросов в атмосферу диоксида углерода и других вредных веществ, тыс.т

884,7

2938,6

Ожидаемая экономия капвложений в инфраструктуру города, млрд.руб., в том числе:

38,9

122,4

экономия капвложений в теплогенерирующие мощности и сети;

18,6

59,9

экономия капвложений в электрогенерирующие мощности и сети.

20,3

62,6

Ожидаемый экономический эффект от экономии энергии у потребителей, млрд.руб.

4,4

14,7

Стоимость сэкономленных квот на выбросы СО, млрд.руб.

0,3

1,0

Система организации управления и контроля за реализацией Программы

В соответствии с Законом города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве" основой проведения городской государственной политики в области энергосбережения является Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП.

(строка в редакции, введенно в действие с 19 октября 2010 года постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 года N 908-ПП, - см. предыдущую редакцию)

Городская программа "Энергосберегающее домостроение в городе Москве в 2010-2014 годах и на перспективу до 2020 года" фактически является отраслевым структурным элементом городской политики в области энергосбережения, детализирующим и развивающим в пределах компетенции Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы мероприятия раздела "Энергосбережение в строительном комплексе" Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года".

Функции государственного заказчика-координатора работ и руководство Программой осуществляются Департаментом городского строительства города Москвы. Функции государственных заказчиков по обеспечению выполнения мероприятий Программы возложены на Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы и Департамент городского строительства города Москвы.

(строка дополнена с 19 октября 2010 года постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 года N 908-ПП, - см. предыдущую редакцию)

Научно-техническая политика Программы определяется Комиссией по энергосбережению города Москвы, созданной постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 года N 991-ПП и Межведомственным экспертным советом по энергосбережению в строительстве на территории города Москвы, созданным при Департаменте городского строительства города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.10.2008 N 1012-ПП.

Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики Программы несут всю полноту ответственности за реализацию Программы, осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и расходование выделенных на ее выполнение средств бюджета города Москвы.

Для повышения эффективности контроля за реализацией Программы и достижением планируемых показателей Межведомственный экспертный совет по энергосбережению в строительстве на территории города Москвы собирает, обобщает и рассматривает на своем заседании информацию о реализации мероприятий Программы и не реже одного раза в полугодие представляет аналитический отчет государственному заказчику-координатору Программы и в Комиссию по энергосбережению города Москвы. Оперативное управление Программой осуществляется ее Дирекцией, функции которой выполняются специализированной организацией, определяемой на конкурсной основе.

Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы государственные заказчики программы представляют отчеты о ходе выполнения программных мероприятий государственному заказчику-координатору программы: до 15 февраля - за отчетный год, до 31 октября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год.

Департамент городского строительства города Москвы ежегодно представляет в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы и в Департамент экономической политики и развития города Москвы сводный отчет по программе в целом: до 1 марта - за отчетный год, до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год.

Контроль за реализацией Программы осуществляют Контрольно-счетная палата Москвы, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы, Департамент финансов города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы.